Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

УЧАСТНИКИ ПЛАТОНОВСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА

О НАС        УЧАСТНИКИ        ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛАХ        КООРДИНАТЫ        НА ГЛАВНУЮ

Николай Викторович Серов

СЕРОВ НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ

Дата рождения – 01.03.1945

Ученая степень – доктор культурологиикандидат (степень присуждена в 1998 году), тема диссертации «Семантика цвета в традиционных культурах»

Должность и место работы – профессор кафедры философии и культурологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Сфера научных интересов:
интердисциплинарные исследования и разработка методологии в области информатики и теории культуры: онтологические проблемы моделирования живых систем, семантика цвета в культурно-историческом контексте, проблематика генезиса цветовосприятия, символики цвета и цветообозначений в истории мировой культуры. К настоящему времени опубликованы основные работы по прикладной теории и методологии хроматизма — культурологической парадигмы для моделирования саморазвивающихся систем открытого типа.

Публикации:

  1. Междисциплинарный синтез знаний о цветовых канонах. // АКАДЕМИЯ. Мат. и исслед. по ист. платонизма. Вып.7. — СПб: СПбГУ, 2008, с.445-481
  2. Хроматизм как методология культурологических исследований. // Сб. научн. статей «Семиозис и культура» (Ред. Е. И. Фадеева), Вып.3. — Сыктывкар: КГПИ, 2007, с.28-36
  3. Стадии обработки информации в атомарной модели интеллекта. // НТИ, Серия 2: Информационные процессы и системы, 2006, № 1, с. 12-20. С позиций информатики и триадной теории размерностей представлена всеобщность законов естественно-научных и гуманитарных знаний культурологии. Формализованы и прослежены стадии перевода информации внешней среды в образ-концепт интеллекта. Показана возможность взаимной конвертации онтологически разнородных культурологических представлений
  4. «Лечение цветом. Архетип и фигура». — СПб: Речь, 2005 (224 с.). Изложены основные результаты, достигнутые в хроматизме к началу XXI века. На базе эмпирических данных высказана гипотеза о детерминированной цветовыми канонами связи архетипа и фигуры человека. Цветовая теория гармонии в хроматизме использована при анализе систем брачных отношений и мировых религий
  5. Хроматическая интерпретация понятий «архетип» и «гендер». // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 2 (41) , с.38-62. Проведен культуролого-методологический анализ понятий, указанных в названии статьи
  6. «Цвет культуры. Психология, культурология, физиология». — СПб: Речь, 2004 (672 с.). Детально проанализированы цветовые каноны, коды интеллекта и гендерный смысл цвета в истории мировой культуры. Показано, что цветовые концепты мировых конфессий образуют замкнутое цветовое пространство, позволившее автору выявить архетипические черты развития мировой религии по принципу построения описательных моделей в культурологии. На базе цветовых референтов высказан тезис о гармонии процесса взросления и брачных отношений, моделируемой с помощью законов цветовой гармонии. В соответствии с теоретико-критическим анализом концепций различных авторов, использующих определенные хроматические парадигмы, представлены данные, доказывающие адекватный характер методологии и теории хроматизма
  7. Междисциплинарность и энциклопедизм. // Сб. научн. статей «Философский век». Вып.27. — СПб: «Борей Арт», 2004, с.240 - 245
  8. Онтология цвета у Витгенштейна. // Сб. научн. статей «STUDIA CULTURAE». Вып.7, — СПб: СПбФО, 2004, с.54-59
  9. Социокультурное значение и смысл гендера. // Ежегодник РПО. — СПб: СПбГУ, 2003, Т. 7, с. 151-155
  10. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада. // Евразия, 2001, № 2, с. 85-91. Представлены определенные причины аксиологического единства цветовых концептов в различных культурах современного мира
  11. Атрибуты и функции цветового пространства. // Оптический журнал, 2001, т.68, № 5, с. 43-47. Детально раскрыто представление о цветовом теле как информационном согласователе между объективным и субъективным параметрами цветового кодирования в иконике как образно-аналитическом разделе культурологии
  12. «Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета». — СПб: Речь, 2001 (256 с.). Сопоставление психолингвистических и хроматических данных позволило предположить связь цветовых концептов с терминами родства. Это дало возможность сформулировать реальные пути создания информационной модели интеллекта, которая была бы общепринята всем мировым сообществом. Введена триадная система размерностей (информация, время, пространство) как информационный критерий истинности соотнесения релевантных планов в разнородных базах данных. Это позволило создать классификацию основных закономерностей, имеющую предсказательный характер базы знаний. Представлена универсальная модель, позволяющая оцифровывать как естественнонаучные, так и гуманитарные знания культурологии
  13. О междисциплинарном представлении информации в хроматизме. // Сб. научн. статей «Universitas: Наука в контексте современной культуры». — СПб: СПбГУ, 2001, с. 213-227
  14. Светоцветовое определение информации. // Научно-техническая информация, Серия 2, 2001, № 12, с.1-3. На базе анализа светоцветовых потоков сформулировано понятие информации, что дало возможность ввести четкие критерии подразделения информации на связанную и свободную
  15. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб: СПбГУ, 1997, с. 193 - 201
  16. «Эстетика цвета» — СПб: ФПБ-БИОНТ, 1997 64 с.). Изложены основные методологические принципы хроматизма. Раскрыты определенные аспекты амбивалентности цветовой семантики. Сформулирована гипотеза о цветовой сущности архетипа и возможности его моделирования с помощью цвета. На базе подразделения видов восприятия и обработки информации представлено подразделение кодов интеллекта на формальную, образную и генную логики. Раскрыт функциональный механизм формирования цветового кода как обобщения
  17. «Лечение цветом. Мирское и религиозное». — СПб: Крисмас, 1997 (108 с.). На основе семантического анализа цвета в ритуальной практике раскрыты возможные пути хроматического соотнесения цветовых канонов различных конфессий. С этих позиций представлена семантика основных цветов
  18. «Античный хроматизм» — СПб: ЛИСС, 1995 (475 с.). Последовательно изложены хроматические принципы эстетики, философии и психологии цвета в работах античных авторов. Прослежены основные закономерности поэтапного представления цветового тела в истории античного хроматизма. Сформулированы культурологические принципы построения хроматической модели времени и пространства
  19. «Лечение цветом. Мода и гармония» — СПб: ЛИСС, 1993 (48 с.). Раскрыты основные положения хроматизма о построении информационной модели естественного интеллекта. Представлены примеры воздействия цвета на физиологию и психологию человека. Показано, что цвет одежды в качестве «светофильтра» влияет на его характер и жизнедеятельность. Высказано культурологическое предположение о первопричинах смены моды. С позиций аксиологии проведено гендерное подразделение цветовых перцептов
  20. «Хроматизм мифа» — Л.: В.О., 1990 (352 с.). Заложены методологические основы «хроматизма» (от др.греч. «хрома» — цвет — идеальное, краска — материальное, эмоции — их информационно-энергетическое отношение) как междисциплинарного исследования интеллекта человека с помощью цвета. Сформулировано понятие о планах как релевантных семиотических системах онтологии. Показаны основные закономерности использования триадной логики в семиотике традиционных культур. Заложены представления о необходимом и достаточном наложении граничных условий на существование систем для проведения научного анализа цветовой семантики. Проведен систематический анализ и хроматическая классификация семантики цвета в ритуальной практике и мифологии традиционных культур. Выявлены основы для построения информационных моделей мужского и женского интеллектов при заданных граничных условиях существования культур. Электронные термы молекул. // Оптика и спектроскопия, 1984, Т.56, №3, с.390 - 402