Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ ПЛАТОНИЗМА ВЫП.1 с. 117

Р. Н. ДЕМИН

ДЕВЯТИЭЛЕМЕНТНАЯ МАТРИЦА У ПЛАТОНА, КСЕНОКРАТА
И В ТЕКСТАХ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Одна из задач работы американского исследователя Р.С. Брумбауха «Математическое воображение Платона» заключалась в том, чтобы показать, что ряд мест в платоновских сочинениях может быть адекватно понят при допущении наличия не сохранившихся в дошедших до нас текстах чертежей, диаграмм, матриц.1 Речь шла, прежде всего, о текстах, затрагивающих вопросы, связанные с математикой, и зачастую выглядевших как бессмысленные или загадочные. Некоторые из: реконструируемых Р.С. Брумбаухом матриц демонстрируют близкое сходство с текстологическими структурами, обнаруживаемыми учеными, занимающимися древнекитайской культурой. Различные виды текстологических структур в древнекитайской культуре были вскрыты и описаны с помощью структурного метода анализа текста, впервые предложенного и примененного В.С. Спириным.

Интересно отметить, что среди используемых Платоном как вспомогательное наглядное средство матриц имелась девятиэлементная матрица, т.е. матрица, состоящая из трех столбцов и трех строк. Например, в диалоге «Горгий» Сократ, беседуя с софистом Полом, говорит о различных видах имущества, различных видах испорченности и о различных видах искусства, избавляющих от испорченности (477а — 478b). Это место из диалога можно представить наглядно с помощью следующей матрицы.

Три вида Вещей Три вида испорченности Три вида Искусства
Душа несправедливость правый суд
Тело болезнь Врачевание
имущество бедность Нажива

Подобная девятиэлементная матрица используется также а «Государстве» (581с) — там, где говорится о различных видах людей, удовольствий и началах души.

Три вида Людей Три вида удовольствий Три начала Души
философы от познания истины Познающее
честолюбцы от почета Распаляющее
сребролюбцы от денег Вожделеющее

Подчеркнем, что наличие подобных матриц в линейно написанном тексте далеко не очевидно.

Обратимся теперь к учению Ксенократа, одного из ближайших и любимейших, по выражению Аврелия Августина, учеников Платона. Согласно свидетельству Секста Эмпирика, Ксенократ учил о соответствии трех видов субстанций трем областям сущего и трем видам познания,2 что можно изобразить в виде следующей матрицы.

Три вида субстанций Три области сущего Три вида познания
чувственная вне Неба чувственное восприятие
умопостигаемая внутри Неба наука
мнительная само Небо мнение

Напомним, что, к сожалению, ни один из собранных Р.Хайнцем фрагментов не может считаться фрагментом в строгом смысле этого слова.3

Девятиэлементные матрицы, схожие с реконструируемыми матрицами у Платона и Ксенократа, были весьма широко распространены в древнекитайской культуре. Например, можно указать на фрагмент текста, говорящего об основах ритуала конфуцианского мыслителя Сюнь-цзы. В тексте говорится об основах ритуала и ставится вопрос о тех следствиях, которые могли бы наступить, если бы эти основы отсутствовали, а затем делается вывод о том, что ритуал предполагает следование этим основам.4

Три вида основ Три вида следствий отсутствия основ Три вида действий по отношению к основам
Небо – земля невозможность жизни Следование
предки отсутствие людей Почитание
правитель, наставник отсутствие порядка в Поднебесной Уважение

Поддаются схематизации и некоторые места из «Хуай нань Цзы», более позднего памятника древнекитайской мысли. Можно отметить фрагмент текста из первой главы, где говорится о необходимости бережного хранения своего рода триады: формы, эфира и разума.5

Элементы триады Роли элементов в жизни Следствия неправильного использования элементов
Форма прибежище Разрушение
Эфир наполнитель Иссякание
Разум управитель Ослепление

В «Хуанди нэй цзин тай су» (сокр. «Тай су»), одном из дошедших до нас вариантов памятника медицины Древнего Китая «Хуанди нэй цзин», есть небольшая глава «Изменения четырех времен года» («Сы ши чжи бянь»).6 Цитата из этой главы, в чуть измененном виде, встречается в главе 79 «Лин шу», начинающейся с того, что Хуанди, обращаясь с вопросом к Ци Бо, говорит: «Канон гласит...» —и далее приводит цитату.7 Естественно предположить, что текст, из которого взята эта цитата, называется в данном случае каноном.

Напомним, что, согласно точке зрения В. С. Спирина, каноном в древности называлось девятичленное построение текста. По его мнению, когда понятие «канон» (цзин) «применяется непосредственно к какому-либо тексту, а не только к его содержанию, этот текст имеет девятичленное строение».8 Подтверждением данной точки зрения на материале древнекитайских медицинских сочинений является, например, следующий текст фрагмента «Тай су», схематизированный по методу В.С. Спирина:

Текст

Подчеркнем, что существенным для нас является то обстоятельство, что несмотря на возможность различных вариантов расположения элементов этого текста, деление его на девять элементов несомненно. Таким образом, мы видим, что текст, называемый каноном, обладает довольно очевидным девятичленным построением.

К сожалению, данная статья позволяет лишь отметить сходство используемых матриц. Можно также лишь указать на то обстоятельство, что матрицы у Платона могут иметь глубину, т.е. объем. Это обстоятельство роднит их с тем построением древнекитайского текста, которое называется «трудным», или объемным, каноном. Уместно напомнить, что, например, согласно Платону, для того чтобы выразить глубину царственного удовольствия, необходимо создание тела с тремя измерениями (Государство. 587d—е). Возможно, более глубокие текстологические исследования позволят выявить трехмерную структуру некоторых текстов Платона и древнекитайских мыслителей, а сейчас можно лишь, перефразируя Гераклита, сказать: «Текст любит скрываться».


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Brumbaugh R.S. Plato`s mathematical imagination. Bloomington, 1954. P.3.

2 Heinze R. Xenocrates. Leipzig, 1892. Fr.5.

3 Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambridge, 1978. Vol.5 (The later Plato and the Academy). P.471.

4 Древнекитайская философия: Собр. текстов: В. 2 т. Т.2. М., 1973. С.176.

5 Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979. С.126.

6 Хуанди нэй цзин тай су. Шанхай, 1959. Т. 6. С. 430.

7 Лин щу цзин. Пекин, 1963. С. 150.

8 Спирин В. С. Построение древнекитайских текстов. М., 1976. С. 50.

©СМУ, 1997 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ