Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

akaδhmeia.
материлы и исследования по истории платонизма.
выпуск 3

архив платоновского общества
неопубликованные материалы iii платоновской конференции 11 мая 1995 г.
«универсум платоновской мысли: метафизика или недосказанный миф?»

раздел i: миф и логос в философии платона



Н. В. Федоренко

ЕДИНОЕ ЦЕННОСТНОЕ НАЧАЛО В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА


На формирование той или иной философской системы огромное влияние оказывает все культурное наследие прошлого, все те социальные нормы и ценности, присущие тому или иному обществу. Не исключением стал и Платон, вобравший в себя и, в конечном счете, отразивший в своих диалогах идеалы и ценности общинно-родовой формации. Эта хронологически ранняя формация предполагает примат ближайших родственных отношений. Они максимально понятны, обязательны и неопровержимы для людей того времени. Не удивительно, что и воззрения на природу и весь мир сводились, в основном, к выдвижению на первый план родственных отношений. Весь мир для них — универсальная родовая община. А это значит, что основной идеологией общинно-родовой формации является мифология.

Философское творчество Платона дошло до нас в художественно-идеологической форме. В подавляющем большинстве их главное действующее лицо — Сократ. Диалоги писались для всех, и в принципе они эзотеричны. К сожалению, до нас не дошло его эзотеричное (рассчитанное на посвященных) сочинение «О благе».

Из всего спектра теоретико-ценностных концепций, существовавших в античной философии, именно в философии Платона явно про-

425


сматривается единое ценностное начало, которое дифференцируется на доброе, прекрасное и истинное. Таковым началом выступает «благо». В дошедшем до нас диалоге «Филеб» платоновский Сократ говорит: «…Если мы не в состоянии уловить благо одной идеей, то поймаем его тремя — красотой, соразмерностью и истиной; сложив их как бы воедино, мы скажем, что это и есть действительная причина того, что содержится в смеси, и благодаря ее благости самая смесь становится благом».

Платонизм представляет собой единое целое, сплавленное оригинальным учением основателя Академии — учением об идеях, составляющих систему подобно пирамиде; на вершине этой пирамиды находится идея «блага», которая выступает причиной и целью самой себя. Она обусловливает познаваемость, существования предметов, от нее они получают свою сущность. Благо выступает источником истины, соразмерности, гармонии и красоты, удовлетворяющее всем требованиям высочайшей добродетели. Идея блага подобна Солнцу. То, что является в чувственном мире солнцем, а идеальном мире — идея блага. Благо — это то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать; оно — «причина знания и познаваемости истины» (VI 508 e). Как ни прекрасны познание и истина, благо — это нечто иное и еще более прекрасное. Отношение между познанием, истиной, благом — то же, что и в мире видимого между светом, зрением и Солнцем. Правильно считать свет и зрение солнцеобразными, но признать их самим Солнцем ошибочно. Так и в мире умопостигаемого: правильно считать познание и истину имеющими образ блага, но ошибочно признать которое-либо из них самим благом. Все познаваемые вещи могут познаваться «лишь благодаря благу; оно же дает им бытие и существование, хотя само благо не есть существование — оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой» (VI 509 b).

В этом диалоге Платон дает одну из первых аксиологических классификаций —  иерархию элементов, составляющих благо, стремясь определить «высшее благо» — «что драгоценнее у людей и у богов».

«Прекрасное, совершенное, самодовлеющее» занимает второе место после всего, относящегося к «мере, умеренности и своевременности», и всего того, что «подобно этому принадлежит вечности». На третьем месте — «ум и разумение». Четвертое место занимают свойства «самой души»: знания, искусства, «правильные мнения». На пятом — «беспечальные» и «чистые» удовольствия самой души, сопровождающие знания и ощущения. На шестом —  «песенный строй».

В диалоге «Пир» Платон излагает свою иерархию в сфере прекрасного, которое для него неразрывно с добром: прекрасное тело —

426


«все прекрасные тела» — красота души — красота нравов и обычаев — красота наук —  «прекрасное по природе», т. е. вечная, неизменная, безотносительная идея красоты, «само прекрасное». В диалоге «Государство» он определяет идею блага, которое ценится больше всего, так: «Считай, что и познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно за пределами существования, превышая его достоинством и силой».

Несомненно, это объективно-идеалистическая трактовка блага, но для формирования самого понятия ценности она имеет непреходящее значение.






427


© Н. В. Федоренко, 2000
© Издательство
С.-Петербургского университета, 2000
© СМУ, 2000





назад к содержанию