Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ I
Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1994, вып. 3 (№ 20)

В. А. Филимонов

"ФЕДР" ПЛАТОНА В ТРАКТОВКЕ В. Ф. ЭРНА

Исходный пункт философии Эрна - характерное для русской идеалистической мысли осмысление кризиса европейской культуры, которая рассматривается как рационализирующая и механизирующая человеческую жизнь. Для этого им формулируется учение о творящем Логосе в соответствии с тем, как он понимался античной и восточной христианской метафизикой. Логос (или разум как антитеза формальному рассудку), согласно Эрну, разбивается в человеческом сознании на космический, божественный и дискурсивно-логический аспекты и открывается индивидууму через мифологию и искусство, через христианскую религию и философию. Последняя дис-курсивна по форме, по содержанию же она - синтетическое учение о бытии, приводящее к единству все данные человеческого опыта.

Поиски истоков онтологизма как типа мышления приводят Эрна к необходимости исследования древнегреческой философии. В 1916 г. он начинает работу над большим трудом о Платоне как представителе восточного онтологизма. В начале 1917 г. появляется первая часть этого сочинения: "Верховное постижение Платона". К сожалению, грандиозный замысел философа оказался неисполненным - 29 апреля 19'17 i. Эрн скончался от нефрита.

Введение в изучение Платоновых творений Эрн начинает с VII книги "Государства", с так называемого "мифа о пещере". Он считает его сокращенной транскрипцией всего платонизма и, помимо основного гносеологического смысла, несущим в себе множество других аспектов. Анализируя высказывание греческого философа об огненном постижении, т. е. о постижении Солнца, или истины в самой себе, Эрн пришел к выводу, что это учение является загадкой, "пропавшей грамотой платонизма", находящейся в диалоге "Федр". Для того же, чтобы ответить на вопрос, что такое солнечное постижение, нужно расшифровать запись и постараться по следам Платона проникнуть в самое центральное и всеопределяющее из его воззрений.

В "мифе о пещере" Платон устанавливает, по мнению Эрна, четыре духовных состояния: 1) пребывание в узах на дне пещеры, почитание теней за истину; 2) освобождение от оков и восхождение к выходу из пещеры; 3) постепенное восстановление зрения на предметы, находящиеся вне пещеры и освещенные солнцем; 4) переход от предметов, освещенных солнцем, к самому солнцу. Этими духовными состояниями очерчивается абсолютно весь диапазон мыслей Платона: от погружения в мрак неведения до прозрения в самый источник света и созерцания истины в самой себе.

Оригинальность трактовки "Федра" Эрном видна уже из анализа им введения в платоновский диалог. Если обычно исследователи считают пасторальное описание природы ловким литературным приемом, использованным Платоном для вступления в беседу, то Эрн видит во введении органическую и неотъемлемую часть диалога. Прежде всего философ ищет в первых строках диалога следы искомого солнечного постижения и постепенно приводит читателя к мысли, что Солнце введено Платоном в "Федр" как одно из действующих лиц, таинственная роль Солнца в развитии диалога, по мнению Эрна, говорит о какой-то душевной потрясенное™ Платона, как бы предрасполагая к мысли, что потрясенность эта связана ни с чем иным, как с солнечным постижением.

Анализируя вторую часть диалога, речь Лисия, Эрн полагает, что аргументы блудливого и болтливого афинского сутяги введены в платоновских целях: в речи Лисия живописуется феноменализм, дошедший до полной законченности своего самосознания и оперирующий онтологическими терминами сознательно софистически. Выхолощенное сознание Лисия, считает Эрн, абсолютно свободно от всего ноуменального, существенного. Эрн, придерживаясь собственной терминологии, считает эту речь образцом "пещерного мировоззрения". Она - аналог первого состояния, описанного Платоном в VII книге "Государства", - пребывание в узах на дне пещеры и почитание за истину теней.

Следующим шагом, следуя логике Эрна, должно быть освобождение от уз и начало подъема вверх. Естественно, что первая речь Сократа, принимаемая нами обычно как образчик речи, основанный на сознательном введении в заблуждение, Эрном трактуется как извилистый и крутой взбег к вершинам созерцаний Платона. То, что будет говорить Сократ, есть любовь, прикидывающаяся нелюбовью. С каждым словом первой речи Сократа Платон уходит все дальше и дальше от речи Лисия. Эрн задается вопросом: какая реальность соответствует речи Сократа? И вывод его: реальность надпещерия, составляющего прямую, антитетическую противоположность пе-щерности Лисия. Первая речь Сократа позволяет почувствовать духовное состояние Платона накануне "постижения Солнца", начало движения его духа из надпещерия к верховному постижению.

Внутренний перелом, характеризующий вторую речь Сократа, считает Эрн, вызван тем, что здесь связь явлений с сущностями устанавливается не из явлений, а из самих сущностей, т. е. связующий принцип оказывается не внизу, а наверху как принцип небесный, онтологический, стоящий между землей и солнцем. Путь вверх - это путь от явлений к сущности, и до Платона древнегреческая мысль знает примеры движения от феноменов к ноуменам; но именно Платон прокладывает блистательный и торжественный "путь вниз", т. е. возврат от сущностей к явлениям. Эрн называет вторую речь Сократа палинодией - отречением от прежних своих слов, указывая, что солнечная запись и есть эта палинодия, т. е. подлинный внутренний выход от сущности к явлению, тот самый платоновский "путь вниз".

"Верховное постижение Платона" было опубликовано во 2-3-й книгах журнала "Вопросы философии и психологии" в 19,17 г. с пометкой "окончание следует", но преждевременная смерть Эрна оставила работу незаконченной. Эрн не успел привести анализ солнечной записи, однако остается понятным общее направление его философской мысли. Близость Эрна к символистам, расшифровка "Федра" в символистском духе дает возможность предположить, что и название работы можно понимать двояко: с одной стороны, буквально, с другой - как постижение Платона Эрном, приход к Благу как восхождение к некой вершине из мрака пещеры. Характер постижения Эрном Платона аналогичен постижению Солнца Платоном: Эрн увидел в "Федре" то, что хотел увидеть. Гипотетически можно предположить, что логические построения Эрна носили биографический характер: с одной стороны, Солнце - Благо - Бог - Христос, с другой - через категорическое отрицание неокантианства к онтологизму Розмини и Джоберти (причем онтологизм, по Эрну, - это возврат к бытию, к природе, к реальности вечной и подлинной, возврат к которой возможен только через церковь). Этот онтологизм реализуется религиозной культурой Востока гораздо в большей степени, чем культурой Запада. И именно поэтому Эрн, отыскивая основы онтологизма как типа мышления, приходит к Платону, к анализу его "Федра", поиску зашифрованной в диалоге солнечной записи.


©СМУ, 1993 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ