НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII
Р. В. Светлов А. В. Цыб
ПЛАТОНИЗМ И АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Интерес к проблемам духовной жизни человека имеет столь же
древние истоки как и самые древние мифы рожденные
примитивным сознанием архаического человека. Согласно
историческому эволюционизму вера в существование души как
особой нетленной субстанции противо- и рядоположенной
телесной организации человека - анимизм представлял собой
одну из первых форм первобытных религий возникавших вместе с
первыми проблесками рефлексирующего разума стадного человека
при этом сохранившую свое место и общее содержание до самого
конца античного мира. "Мысль дикаря и Порфирия состояла в
том что металл был действительно одушевлен духом металла
отдельным от вещества последнего" - писал Э. Тайлор в своей
знаменитой "Первобытной религии". И не согласиться с этим
нельзя. Однако с развитием культов ритуалов и сопровождающих
их мифологий представления о душе принимают разнообразные и
усложняющиеся образы отраженные в ранних памятниках
литературы культовых формулах эксплицитной теологии культа
почитаемых предков. Поэтому под понятием "античная психология"
будем понимать современное научное знание оформленное в
многочисленные научные и "школьные" программы тот комплекс
мифо-ритуальных религиозно-философских и до-научных
представлений о психике человеческой и вне-человеческой
природной который веками складывался не только в элитарной
философско-литературной традиции античного мира но и в его
традиционной культуре. Тем более что когда мы исследуем
первую из названных областей за декорациями языка сюжетности
и формы рассуждений мы всегда видим неизбывную "материковую
породу" коллективной ментальности - рефлексивной и
бессознательной.
Для ранних периодов становления греческой культуры представления о
душе способах ее вхождения в телесную оболочку ее жизни после смерти тела
о всеобщей одушевленности окружающего мира всегда являлись важнейшей
частью религиозного самосознания народа. Или народов поскольку
модификация верований всегда находилась в зависимости от особенностей
культуры этносов а население Древней Греции несмотря на принципиальную
общность языка состояло разумеется из огромного числа этнических
племенных образований имеющих собственный миф о божественном
происхождении своего эпонима-родоначальника свой собственный
космогонический миф - историю происхождения вселенной о своем
божественном покровителе имя которого в более поздние времена принимало
одно из божеств Олимпийского пантеона. Приэтом в народной религии о нем
сохранялось представление как о господине той "части" загробного мира куда
душа человека отправляется после смерти.
Уже в первых литературно-поэтических памятниках древнегреческой
культуры - "Илиаде" и "Одиссее" "Теогонии" и "Трудах и днях" Гесиода мы
встречаем несколько типов бессмертных душ особенности которых восходят
видимо к различным локальным анимистическим культам. Так например в
"Легенде веков" Гесиода за рассказом об ушедших поколениях человечества
усматриваются специфически представленные анимистические знания
преобразованные автором в своеобразную регрессивно-историософскую схему:
первое золотое поколение человечества созданное Кроносом стало добрыми
демонами "витающими по земле" второе серебряное поколение превратилось в
"подземных блаженных" благих демонов инфернального мира третье медное
"отошло в гадкий дом Аида" превратившись в злых демонов преисподней
четвертое героическое уничтоженное под стенами Фив и Трои (гомеровская
вставка по Э. Родэ) одновременно телом и душой перенесено в вечную жизнь
на Острова блаженных. Описания гомеровских и гесиодовых душ их участия в
жизни мифических героев мы можем сейчас рассматривать в качестве первого
опыта психологического "исследования" опыта продолженного в первых
философских учениях.
Фрагменты досократиков изобилуют данными о том что каждое из этих
учений имело своей важнейшей частью размышление о душе. Космогонический
"комплекс панпсихизма" Фалеса уходящий истоками в древнейшие восточные
пра-тексты (А. В. Лебедев) орфический метемпсихоз и сотериология
наложившие отпечаток на всю элитарную античную литературу пифагорейское
переселение душ концепции живого космоса "первого вздоха" и мирового
дыхания гераклитический огненный логос души подчиненный "мерно"
совершаюшемуся космическому веществу - заявили главенствующую
парадигму для всей античной психологии - идею взаимного соответствия
микро- и макрокосмической структур. И впоследствии практически во всех
античных философских учениях мы имеем дело с вариантами этой
фундаментальной интуиции античной мысли согласно которой структура
человеческой души повторяет структуру космоса. Собственно в этом состоит
условие познаваемости и открытости мира для познания.
Впрочем данная интуиция была основополагающей не только для
рефлексивных философских учений стремящихся к понятийной
рационализации теоретических представлений (на наш взгляд заявления о том
что и сами стремления и их результаты были фатально оторваны от
традиционного религиозного мироощущения языческой религии совершенно
не справедливы и антиисторичны) она являлась одной главенствующих идей
всего языческого менталитета проявляясь в медицинских магических
храмовых практиках (между которыми опять же существовали весьма
условные границы) вспомнить хотя бы популярнейшее в античной мантической
практике гадание по печени жертвенного животного в основании которого
лежит представление о том что печень - обиталище души - является
микромоделью священного космического пространства. Поэтому и для
рефлексирующих мыслителей-философов вставала аналогичная задача
описания структуры души как микроструктуры космоса а процесса познания - как процесса нахождения соответствия между формой души и устроением
космоса. При этом само устройство души ее познавательных способностей
лишь в редких случаях рассматривалось в качестве априорных данностей
(например в случае атомизма отчасти Эмпедокла). Преимущественной
тенденцией здесь становится педагогическая сторона познания выраженная в
термине "пайдейя" смысл которого в частности включает обозначение
априорной способности человеческой души к самовоспитанию способности
восхождения к знанию божественных вещей теории и как результат - достижению своего "законного" места в божественной иерархии.
Доплатоновская психология естественным образом связана с общими
концептуальными установками досократических учений. Так у Фалеса речь
идет скорее всего о некоем боге-демиурге волевым актом "вдувающим" жизнь
в альтернативный ему водный субстрат у ранних пифагорейцев распространено
представление о пневматической природе души о душе как особом виде
гармонического "напряжения" вещества ею соединяемого в организм об
огненном составе души (Гиппас); последнее согласуется с учением Гераклита
природой души полагавшим огонь; в атомизме Демокрита формируется
концепция души являющейся механическим соединением неделимых частиц и
оттого распадающейся на атомы после смерти тела; и наконец в софистике - душа является в виде особой текущей и изменчивой субстанции не
отражающей и не познающей какие-либо устойчивые физические или
метафизические константы окружающего мира. Определились и главные
термины используемые для обозначения души - древний "тхюмос" (дух
призрак тень умершего человека) индивидуальная "псюхэ" (означающий
совокупность психических функций в их единстве) и космическая "пневма"
(божественное дыхание влетающее и одухотворяющее телесность).
Кризис ценностей во многом вызванный установками на
метафизический научный политический этический релятивизм повлекший за
собой в качестве результата политическое ослабление культурной столицы
мира разочарование в демократии и демагогии назревал очевидно в течение
нескольких десятилетий. Поскольку уже в самый расцвет софистики и
вызванного ею скептического брожения умов задача поиска идеала
общепринятых этических и метафизических ценностей была осознана уже
Сократом. Это проявилось (судя по ранним сократическим диалогам Платона) в
его неписаных учениях о "самое самом" - душе (Алкивиад I) охранительном
демоне ("Апология" "Феаг") о целомудрии - софросюнэ ("Хармид") о
поиске общих этических определений.
Эти идеи воспринятые Платоном легли в основание его психологии.
Несмотря на то что по каким-то неясным причинам (видимо из-за
первого систематического ее изложения) основателем психологии считается
Аристотель учение о душе Платона имеет разветвленную и развитую
внутреннюю смысловую дискретность. В том и особенность платоновской
психологии что пожалуй до сих пор в суждениях исследователей нет
устоявшегося и общепринятого мнения по поводу единства этой части
философии Платона (как впрочем и по отношению ко всем остальным) ввиду
известного отсутствия ее собственной систематичности. На протяжении долгой
жизни Платон создал несколько содержательных блоков предлагающих в
значительной степени различное понимание души. Так в "Федоне" и "Меноне"
Платон обосновывает концепцию индивидуальной души как
самотождественного эйдоса имеющего божественное происхождение поэтому
- бессмертного и стремящегося к вечному бытию в дальнейших инкарнациях
орфического метемпсихозиса; в "Федре" картину вращения души в вечности
Платон дополняет так называемым "трехчастным" метафорическим
изображением души; в VII книге "Государства" приводит иное
четырехчастное деление души на познавательные способности развивая учение
о способностях в "Теэтете"; и наконец в "Тимее" дает изображение души
космоса как производное от ноэсисно-математической деятельности демиурга-
ума взирающего на некий образец и смешения "сущностей". Все четыре
варианта платоновского учения о душе можно рассматривать либо как
отдельные эволюционирующие сюжеты либо предлагаемые Платоном
модификации одной фундаментальной для всех формулы - "душа-эйдос"
рассматриваемой с различных точек зрения допускаемых самим автором. В
любом случае включая эйдос души в иерархию идеальных ценностей Платон
открыл для дальнейших философских размышлений столь глубокие и значимые
общечеловеческие ценностные константы что исследование природы души
становится важнейшим предметом пост-платоновской философии.
Изучение психологических представлений Платона и его последователей
имеет важное значение для современной науки по следующим основаниям.
Во-первых школа Платона впервые обратилась к исследованию
реальности душевной жизни: человек в ряде диалогов Платона понимается
именно как душа. Платон не просто постулировал различие души и тела но
рассматривал душу как сложный и многоуровневый объект изучения.
Во-вторых философия Платона имела явно выраженный педагогико-воспитательный
характер. Платон первым в истории европейской педагогики
пытался создать методику воспитания - как в индивидуальном аспекте так и в
аспекте социально-государственном. При этом в ряде диалогов базисом для
него выступала метафизическая психология - выведение структуры и функций
души из некоторых очевидных принципов (многие из которых современная
психология раскритиковала бы конечно как умозрительные). Однако в других
текстах (например в "Тимее") значительно большую роль играет эмпирическое
наблюдение и обобщение опирающиеся на естественнонаучные концепции.
Психология педагогического процесса важна для Платона еще и потому что
само познание он понимает как своего рода образовательный процесс. Это
понимание "обеспечивается" у него концепцией знания как припоминания. В
природе человека заложены некоторые парадигмы которые реализуются и в
теоретической деятельности философа и в его практической жизни. Их
постижение есть воспитание самого себя - и как мыслителя любителя
мудрости и как гражданина.
Не следует забывать что классическая античность не воспринимала
теоретическую деятельность как независимую от практических установок.
Добродетель и знание были связаны куда сильнее чем для современного
сознания - по крайней мере на уровне идеологии. Добродетель была не только
результатом но и условием знания: невозможно быть философом ведя
недобродетельную жизнь. Следовательно философское образование
подразумевало и систему воспитания. Отсюда становится ясна третья причина
по которой психологическое наследие Платона привлекает внимание. Вопреки
многим более поздним историко-философским реконструкциям он не опирался
на готовую систему понятий и концептов: от своего учителя Сократа он
получил скорее проблемное поле и импульс к исследованиям чем
метафизическую схему. То что позже будет называться "вечной философией" (совокупность идей воспринятых средневековыми мыслителями в текстах
Платона и Аристотеля) еще только формировалось. Но при составлении
исчерпывающей (для своего времени и своих задач) картины деятельности
человеческого сознания познавательных процессов Платон оказывался
содержательно близок некоторым современным направлениям психологии. Мы
имеем в виду прежде всего когнитивную психологию (традиции У. Найссера
Д. Броудбента М. Познера и др.). Хотя Платон был необычайно далек от
современной экспериментальной методики его как и ученых данного
направления отличает неприятие новоевропейской гипотезы о
трансцендентальном субъекте как основании научного знания. Согласно
Платону познавательные процессы - несмотря на то что они обращены к
априорной парадигме - имеют контекстуальный характер и не рассматриваются
без учета условий в которых они происходят (тематика рассуждений
умонастроение и практический интерес собеседников "склад" их души).
В известной степени "психология" Платона имеет общие черты с
психологией деятельности (в том смысле как ее трактуют А. Выготский
А. Н. Леонтьев В. Зинченко). Особенно это видно когда основатель
Академии решает психофизическую проблему с необходимостью встающую
при его жестком моральном и религиозном разделении души и тела. В таких
диалогах как "Государство" "Тимей" "Политик" он фактически
отказывается
от дуализма души и тела снимая его через рассмотрение форм деятельности
вызывающих определенный эмоциональный фон этические установки и формы
мыслительной деятельности индивидуума.
Особенно интересным в этом смысле становится диалог "Тимей" в
котором Платон фактически рассматривает проблемы физиологической базы
психических процессов. Составляющие суть душевной жизни кругообращения
"тождественного" и "иного" здесь ставятся в динамические отношения с
телесной структурой человеческого существа предвосхищая многие из
открытий более поздних эпох.
Неоднократно уже отмечалось что Платон заложил базу не только
филологического или философского для исследования языка но и для
психолингвистического. Диалог "Кратил" имеет очень важное значение как
первый пример анализа фонетической структуры языка в аспекте ее связи с
означивающими структурами психики. Здесь существуют серьезные основания к
тому чтобы поговорить о соотношении некоторых идей платонической
философии языка с концепциями Р. Якобсона Н. Хомского А. Лурии
А. А. Леонтьева и др.
Известно сколь много материала предоставляют тексты Платона и его
последователей для специалистов по истории религии. Мистико-религиозный
заряд присутствующий в сочинениях платоников делает их свидетельства
бесценными для исследователей трансперсональной психологии. Такие диалоги
Платона как "Федон" "Федр" "Государство" "Политик" уже в древности
считались свидетельствами об особенных психических состояниях. В настоящее
время они только становятся предметами серьезного психологического
исследования.
Помимо современных психологических коррелятов концепции Платона
необходимо учитывать что долгое время - практически до Юма и Канта
европейские концепции души выстраивались в рамках известной оппозиции
теорий Платона и Аристотеля. При этом Платон воспринимался главным
образом через диалог "Федон" из некоторых фрагментов которого можно
сделать вывод что для основателя Академии душа - простая неделимая
субстанция.
Между тем в остальных текстах Платона ситуация не столь однозначна.
Например уже упоминавшийся диалог "Тимей" трактует душу как комплексный
объект структура которого задается особой пограничной онтологической
ситуацией в которой она пребывает. Таким образом мы имеем дело с
перспективной исследовательской ситуацией.
Светлов Роман Викторович - докт. филос. наук проф. СПбГУ
председатель С.-Петербургского отделения Международного платоновского общества
Цыб Алексей Васильевич - канд. филос. наук гл. специалист управления научных исследований
СПбГУ ответственный секретарь СПб отделения МПО
©СМУ, 2000 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ