НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ IX
И.Б.РОМАНЕНКО
Античная и средневековая образовательные парадигмы:
проблема перехода
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму,
которая является "порождающей моделью", идеальной структурой организации
воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при
определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной парадигмы
являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное
время. Образование есть способ социального формирования человека, без чего
невозможно осуществление потенций как общества в целом, так и отдельной
человеческой личности. В этом смысле, образование является конкретным способом
разрешения диалектического противоречия между "общим" и "единичным" в контексте
антропосоциогенеза. Образование, говоря образно и метафорически, как бы
"переплетает" или "сплавливает" индивидуальности в общественное целое, придавая
форму становящегося целого каждому его элементу, и, тем самым, способствуя
воплощению идеи в материальной действительности. Основная проблема истории и
теории образования заключается, как раз, в том, чтобы дать осмысленное описание
взыскуемого эпохой образа (или идеи) человека. Рассмотрим характерные моменты
античной и средневековой образовательных парадигм, а также проблему перехода
между ними.
Согласно нашему подходу, античная парадигма определяется как
интуитивно-дискурсивная, а средневековая - как экзегетическо-апологетическая.
Суть первой состоит в объединении возможностей двух познавательных методов -
интуиции и дискурса - с целью закрепления в сознании ученика едино-раздельного
образа Космоса. Изначальным методом познания начал мира в досократической
философии была интуиция - сосредоточенное созерцание сути бытия, в акте которого
созерцатель уподоблялся созерцаемому. Для передачи другому человеку результата
интуитивного постижения истины необходимо было создавать особые условия. Чтобы у
ученика возникла искомая интуиция, требовалось специально воспитывать его
восприятие и открывать способность видеть мир через символические структуры.
Традиционно этим целям служил миф, поэтому первичное приобщение к философскому
знанию начиналось именно с изучения мифов. С помощью методики анамнезиса Сократ
и Платон перевели эту функцию в сферу философии.
Второй момент античной парадигмы - дискурс, начавшийся развиваться в период
софистики, служил способом вербального и логического выражения исходной
интуиции. Дискурс - это рационализированная речь (или текст), выражающий точку
зрения автора на структуру мира. Для развития дискурсивной способности
требовались уже другие условия и приемы. Уроки софистов и майевтические диалоги
Сократа являются существенными образцами тренировки дискурсивного умения.
Объединение интуиции и дискурса осуществилось в платоновской диалектике, и с
этого момента можно говорить об окончательной сформированности античной
образовательной парадигмы. Последующие школы и направления развивали те или иные
ее аспекты, в целом пребывая в ее пределах. Отдельно нужно сказать об
Аристотеле, у которого дискурсивная методология превалировала, развиваясь в
сторону открытия логических законов и форм. При этом и интуиция не потеряла
своего значения в философии Аристотеля, поскольку даже закон тождества, лежащий
в основе достоверного научного знания, трактовался им как интуитивно очевидный и
полагался как аксиома без доказательства.
Парадигма средневекового образования сформировалась как единство двух
богословско-философских методов - экзегетики и апологетики, которые, в принципе,
в новых исторических обстоятельствах воспроизвели на ином качественном уровне
интуитивно-дискурсивную методологию. В самом деле, экзегетика определяется как
толкование авторитетного священного текста, с помощью которого достигается
понимание богооткровенных истин, принимаемых верующим человеком непосредственно,
без доказательства, именно как откровение. Общение людей друг с другом по поводу
содержания веры уже подразумевает опосредование речью и мыслью. Апологетика -
это та же логика, только применяемая для рассуждения, доказательства и убеждения
других в истинности и правоте исповедуемой веры. Основной задачей средневекового
образования была гармонизация отношений между верой и разумом. В деятельности
апологетов, александрийской школы, каппадокийцев, Августина, Боэция и других
представителей раннего Средневековья, блестяще знавших античную культуру,
сформировалась новая образовательная парадигма, упроченная принятыми на
Вселенских Соборах символе веры и догматике.
Сравнивая античную и средневековую образовательные парадигмы, можно сказать, что
между ними наблюдается и прямая линия преемственности и радикальный скачок.
Потребность в образовании в пределах каждой эпохи одинакова, только его формы
качественно различны, поскольку различными становятся содержания. Можно
предположить, что на протяжении всей истории существует единая парадигма
образования человеческого рода, проявляющаяся и варьирующаяся в рамках каждого
самостоятельного временного периода в соответствии с теми задачами, которые
ставят и решают люди. Сравнительный анализ показывает, что античность задала и
реализовала некий образовательный цикл, который сумел перейти в новый
средневековый цикл через катастрофическую точку межэпохального перехода.
©СМУ, 2001 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ