Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXI.

Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций


Оглавление

Платон и медиа: пролог «истории с убийствами»

Стародубцева Л. В., д. филос. н., профессор, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина

Если согласиться с А. Уайтхедом, полагавшим, что вся философия есть развернутый комментарий к Платону, то придется вынужденно смириться и с тем фактом, что вся сфера рефлексий над феноменом медиа, так называемая медиа-теория – от В. Беньямина до М. Маклюэна и Р. Дебрэ – не что иное как своего рода развернутый комментарий к знаменитому фрагменту из диалога «Федр» (274b-275b), в котором фараон Таммуз беседует с богом Тотом – «египетским Тевтом» – о том, что изобретение письменности погубило память. Концептуальное зерно этого диалога: «Это (то есть письмена) убьет то (то есть память)», – словно бы усиленное эхом бесконечных самоповторов, с неизбывным постоянством воспроизводится во множестве исторических вариаций на тему интеллектуальных медиа-паник и медиа-фобий: кажимость того, что станок Гутенберга станет убийцей письменности (вспомним небезызвестную «реплику» к упомянутому платоновскому сюжету в романе «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго), так же, как и изобретение фотоаппарата уничтожит живопись, появление кинематографа приведет к смерти театра, триумф телевидения обернется поминками над кинематографом, нелинейный гипертекст Всемирной паутины погубит классический линейный текст et cetera. Не случайно именно с размышления над платоновской мыслью о письменности и памяти начиналась лекция У. Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», в которой итальянский мыслитель утверждал, что сегодня мы находимся «в конце истории с убийствами», прологом которой был платоновский первотекст, а эпилогом станет изобретение электронной словесности. Очевидно, любое открытие в сфере медиа происходит под знаком этой затянувшейся на несколько тысячелетий «истории с убийствами». И у нас нет достаточных оснований полагать, что эта история близится к завершению. Напротив, это «история с продолжением», способная разрешиться разве что очередной медиальной революцией и новой волной медиа-философских размышлений. Заметим, что в упомянутых исторических контекстах прорекаемому убийству всякий раз так и не суждено было совершиться. Новая медиальная оболочка лишь набрасывалась поверх прежней, образуя сложную, многослойную структуру взаимно мерцающих, как бы вложенных одна в другую медиасфер, вступающих друг с другом в интригующую «игру в бисер», правила которой с известной долей условности можно поименовать «Платон и медиа».


 



© Платоновское общество, 2013 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ