Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXI.

Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций


Оглавление

Герменевтический характер диалектики (Платон и Гадамер)

Степанова А. С., д. филос. н., проф. РГПУ им. А. И. Герцена

Г. Гадамер актуализировал центральную проблему герменевтики: как понимать традицию? Как исторически «другое» или как современное? В рамках такой постановки вопроса необходимо исследовать мысль Платона, диалектика которого не только выражалась через проблему письменности, согласно замечанию самого Гадамера, но и имела герменевтический характер [Г. Гадамер. Истина и метод. С. 610]. Анализ текстов Платона выявляет еще одну общую проблему – истины «расшифрованных толкований», являющей собою лишь то «реальное соглашение», которым текст, подлежащий интерпретации, нас связывает. Осложняет задачу интерпретации и сознательная (или невольная) маскировка текстов. Данный ряд проблем проанализировал Т. Слезак [Слезак Т. А. Читая Платона. СПб.: СПбГУ, 2009].

Для Платона должна была обнажиться вся острота вопроса о познании, ограниченном пределами предания, что влекло за собой осознание того исторического разрыва, который всегда существует между текстом и интерпретатором. Само знание не только диалектично, что понимал Платон, но оно еще и герменевтично. С таким, историческим, взглядом на проблему знания, связанным с парадигмой понимания, должен быть соотнесен концепт «помощи» (собственному и чужому логосу) в диалогах Платона [Ср.: Слезак Т. А. Читая Платона. СПб.: СПбГУ, 2009. С. 142-143]. Рефлексия закономерным образом выводит за пределы предания, но возникает дилемма, связанная с парадигмой укорененности мысли в пространстве предания, которую, кажется, пытался осмыслить и разрешить Платон. Кроме того, для Платона важен был вопрос о полноте знания, в связи с чем он и упоминает о «преждевременности» сообщений о некоторых предметах и их содержании.


 



© Платоновское общество, 2013 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ