Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXI.

Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций


Оглавление

Преподавание философии Платона в техническом ВУЗе

Хрущева П. В., ст. преп. Уральского государственного лесотехнического университета (Екатеринбург)

Как известно, преподавание философии в техническом ВУЗе имеет определенную специфику. Если для студента-гуманитария не возникает вопрос «зачем мне знать Платона?», ибо само это знание самоценно, то студент-технарь желает что-то знать в том случае, если это знание применимо либо в профессиональной деятельности, либо в личной сфере жизни.

Наиболее актуальны для студента, конечно, основные экзистенциалы человеческого бытия (в данном случае – любовь и смерть), а также этические вопросы. С учетом этой специфики подбираются тексты для вдумчивого прочтения и обсуждения.

Жесткие временные рамки курса не позволяют рассмотреть все аспекты учения Платона, приходится знакомить студентов лишь с некоторыми из них, причем каждый преподаватель по-своему решает, каким из них уделить особое внимание, какие оставить за рамками. Частично они даются в лекционном материале, частично разбираются на семинарских занятиях после домашнего освоения текстов. На Лесохозяйственном факультете УГЛТУ студентам рекомендуется для прочтения речь Сократа из диалога «Федр», в сокращении диалоги «Пир», «Апология Сократа», «Критон», «Федон».

Обсуждаются поднимаемые в этих диалогах вопросы: природа любви, ступени и пути восхождения к Прекрасному (Абсолюту), роль любви в «возвращении домой», природа физической смерти, отношение к самоубийству, личность Сократа (его отношение к людям, выносливость, бесстрашие перед лицом смерти, ценности), природа души и ее истинный дом, доказательства бессмертия души, природа неистовства, вдохновения, технический прогресс, миссия человека. Этические проблемы: нужно ли принимать во внимание смерть (прагматичность или безусловность императивов), ценим ли жизнь саму по себе или жизнь достойную, допустимы ли зло и несправедливость в ответ на зло и несправедливость. Затрагивается и гносеология Платона: знание как припоминание эйдосов.

Нам кажется целесообразным делать акцент на онтологической, антропологической и этической проблематике, при этом эпистемологический и социально-философский аспекты отходят на второй план. Однако некоторые преподаватели предпочитают рассматривать более пристально социально-философский аспект и обсуждать на основе «Государства» сущность и структуру власти, положение определенных страт общества, их взаимодействие для блага государства, институт воспитания и положение женщин, а также значение искусства в жизни идеального государства.

Задача, которая стоит перед преподавателем технического ВУЗа, стремящимся представить студентам творчество Платона, комплексная. В ней можно выделить следующие аспекты:

–        историко-философский: дать представление об основополагающих идеях, о роли Платона в построении фундамента философского знания, о стиле произведений Платона, о личности Сократа как учителя и главного персонажа диалогических произведений Платона;

–        мировоззренческий: вдумчивый разбор идей Платона об уровнях реальности, как нельзя более способствует формированию системы взглядов молодого поколения на мир и своё положение в нем;

–        этический: образ Сократа представляет собой благодатный материал для обсуждения вопросов нравственности, морали, основанных не на мистических откровениях, а на рациональном рассмотрении основных этических понятий;

–        аксиологический: нередко после прочтения и обсуждения диалогов, связанных опять же с личностью Сократа, у молодых людей происходит некоторая корректировка системы ценностей.

Попутно решаются задачи совершенствования познавательного аппарата человека и общедидактические задачи: развитие метафорического и абстрактного мышления, развитие умения извлекать из текста смыслы (которого не дает современная школа, где образовательный процесс ориентирован на ЕГЭ), различать его многослойность, развитие способности преодоления клипового мышления. В требованиях государственного стандарта (т.н. компетенциях) зафиксировано, что студенты должны овладевать не столько знаниями, сколько навыками: концепции и термины должны быть введены в речевой оборот, студент ими должен оперировать.

Хотя непосредственно на изучение философии Платона единым блоком времени отводится мало, его идеи фигурируют не только в историко-философском разделе курса, но также в онтологии, гносеологии, социальной философии и др.

Специфика работы с текстовым материалом, когда мы имеем дело с будущими специалистами негуманитарного профиля, состоит в постоянном соотнесении утверждений или поступков главного героя с жизненной практикой студента. Беседа на семинаре выстраивается таким образом, что студент сопоставляет, к примеру, императивы, лежащие в основе поведения Сократа, с собственными императивами, его ценности с собственными ценностями. В итоге же подобное «духовное упражнение» может привести к инверсии: в конкретных ситуациях собственный образ действий и мотивы соотносятся с образом действий Сократа и принципами, из которых данный образ действий проистекал.

В процессе изучения текстов Платона философия предстает перед студентами не только и не столько как, рассуждение, сколько как искусство жизни, и, у них рождается понимание того факта, что занятие философией имеет огромное значение, ибо именно философский акт, пользуясь словами П. Адо, может привести нас к самосознанию, адекватному видению мира, внутреннему покою и свободе, т.е. от неподлинного бытия к подлинному, как привел он главного героя платоновских диалогов.

Опросы студентов старших курсов показывают, что идеи Платона и, в особенности, образ Сократа принадлежат к темам, наиболее запоминающимся, и оказывают влияние на мироощущение и миропонимание молодых людей.


 



© Платоновское общество, 2013 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ