Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Лисович Инна Ивановна
доктор культурологии, к. филол. н., профессор, Московский гуманитарный университет

Неоплатонизм и свободные искусства в Европе и Англии раннего Нового времени

Доклад посвящен влиянию ренессансного неплатонистского дискурса на научное знание и свободные искусства Европы и Англии раннего Нового времени. Гуманисты стремились преодолеть влияние схоластики и Аристотеля и обратились к философии Платона.

Ключевые слова: культура Европы раннего Нового времени, Платон, неоплатонизм, Аристотель, видимое, доказательство, свободные искусства, новая философия

Inna Lisovich
DSc in Culture studies, CSc in Philology, Professor, Moscow University for the Humanities

Neo-Platonism and Liberal Arts in the Culture of Europe and England in the Early Modern Period

The report examines the influence of neo-Platonic discourse on scientific knowledge and liberal arts in England and Europe in the Early Modern period. Aspiring to overwhelm the impact of scholasticism and Aristotle, humanists turned to Plato’s philosophy.

Keywords: early Modern period, scientific knowledge, Plato, Neo-Platonism, Aristotle, the visual, evidence, liberal arts, new philosophy


Публикация полного свода сочинений Платона Марсилио Фичино предшествовала началу научной революции и аналитическому интересу к деталям физического мира. Гуманисты раннего Нового времени воспринимали себя продолжателями утраченного или искаженного древнего знания, поэтому их научная деятельность и, соответственно, научная революция началась с точного перевода на латинский язык и комментирования Платона, Прокла, Плотина, Порфирия, Дионисия Ареопагита, Птолемея, Галена, Аристотеля (Поэтика), Лукреция и др. Проект, который начинался как «studia humanitatis» и предполагал владение древними языками, постепенно включил в себя не только идею совершенствования образования, себя, общества, города, государства, но и реформации религии и знания в области анатомии, географии, астрономии, математики и физики. Масштабность этого проекта реформации и возрождения отчасти была связана с универсальностью существующей образовательной модели и разносторонностью интересов гуманистов, одинаково увлекавшихся риторикой, астрономией, собиранием древностей, составлением гербариев, анатомированием.

К учению Платона восходит представление о визуальном, которое становится основой наблюдательных наук и аргументом, доказательством в новой философии. Обращение к платоновскому пониманию геометрии, гармонии и человека позволило дать статус свободных искусств живописи и анатомии, которые ранее относились к «техне», ремеслам, требующим физического труда. Анатомические теории Андреаса Везалия и Уильяма Харви, наблюдательная астрономия Тихо Браге, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея и теоретико-методологические построения Джордано Бруно, Френсиса Бэкона, Рене Декарта и Исаака Ньютона использовали платоновское представление о гармонии, пропорции и мере. Это позволило точно описывать и измерять наблюдаемые объекты.

В Европе раннего Нового времени доверие к новому знанию формируется через идеи Платона и неоплатоников, которые в свободных искусствах становятся аргументом против схоластики и перипатетики. Благодаря этому ученые изменили когнитивный статус таких способностей души как зрение, воображение и память, что позволило признать в качестве доказательства конструируемый опыт и наблюдение. Научные институции создали особые технологии производства, валидности, трансляции и сохранения знания, полученного экспериментальным путем. Благодаря продвижению неоплатониками математики и геометрии, как выразителей мира идей, в свободных искусствах особое значение придается точности отображаемого мира вещей, это стремление к аутентичности и аналитичности воспроизведения проникает в культуру.

Платоновская «Академия» с ее дискурсом свободного обмена мнениями, в котором принимали участие философы, их ученики, афиняне, политики, медики, поэты и т. п. стала примером для создания открытых научно-образовательных коммуникативных пространств, где обсуждалось знание нового типа, благодаря чему оно проникает в культурные практики. Неоплатонизм в раннее Новое время в Европе и Англии становится дискурсивным полем, влияние которого распространяется на научные, художественные тексты и практики, что приводит к разрушению между ними когнитивных и дискурсивных границ, установленных схоластами. Платоновская философия проникает в Англию через переписку М. Фичино и Дж. Колета. Тексты Платона, наряду с аристотелевскими, в середине XVI века становятся основой английского университетского образования. Платоновская Академия дала европейцам и англичанам идею открытого научно-образовательного пространства, что позволило быстро продвигать новое знание. В Англии появился Грэшем-колледж, Лондонское королевское общество и публичные лекции.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ