Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Артемьев Тимур Мурманович
к. филос. н., доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова

Методы познания истины у Платона и их трансформация в феноменологии

Сравниваются методы познания истины у Платона и Гуссерля. Методы в которых отвергается истинность чувственных ощущений концептуально схожи. При этом, истинное знание основано у Гуссерля на чувственном восприятии и в этом системы философов различны. Дополняя логику понятий чувственной способностью и новым словарем, Гуссерль создает научную философию.

Ключевые слова: методы познания истины, катарсис, анамнезис, диалог, феноменологическая редукция, интуитивное созерцание, интенциональное переживание, дескрипция логических понятий

Timur Artemev
CSc in Philosophy, associate professor, North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov

Methods of knowing the truth in Plato and their transformation in phenomenololgy

We shall compare the methods of cognition of the Truth proposed by Plato and Husserl. Methods where validity of sensual feelings is rejected are conceptually similar. At the same time the true knowledge according to Husserl is based on sensory perception, and the systems of both philosophers in this kind are different. Supplementing the logic of concepts with the sensual ability and the new dictionary, Husserl creates the scientific philosophy.

Keywords: methods of knowledge of truth, catharsis, anamnesis, dialogue, phenomenological reduction, intuitive contemplation, intentionality experience, description of logical concepts


Согласно Платону, к целостному познанию истины ведет комплекс методов, содержащий три последовательных шага:

α. Самосовершенствование философа (катарсис).

β. Созерцание идей (анамнезис).

γ. Диалог (диалогос).

По Гуссерлю, осознание истинных вещей обусловлено четырьмя трансцендентальными методами познания истины:

a’. Феноменологическая редукция.

b’. Интуитивное созерцание.

c’. Интенциональное переживание.

d’. Дескрипция логических понятий.

Сравним основные аспекты перечисленных методов.

Катарсис и феноменологическая редукция

Самосовершенствование, по Платону, включает в себя образовательные и аскетические упражнения. В качестве результата таких упражнений — очищение, катарсис разума от не истинных мнений и страстей.

Феноменологическая редукция Гуссерля сокращает, уменьшает и очищает ментальное от всего, что не имеет онтологического статуса. Феноменология, как наука, начинается с метода редукции, который направляет феноменолога только к сознанию и не рассматривает взаимодействия исследователя с внешней ему реальностью.

Таким образом, путь к достижению истинного знания начинается у философов с методов, характеризуемых одинаковым содержанием — очищение.

Непосредственное и интуитивное созерцания

Непосредственное созерцание воспоминаний по Платону подразумевает способность немногих избранных к философствованию. Начало созерцания актуализируется обращением к памяти.

Интуитивное созерцание, как метод, по Гуссерлю, способствует субъекту в познании сущности вещей посредством восприятия их целостного образа.

Оба философа утверждали, что главная задача философии — это постижение истины. Сходство концепта «созерцание» заключается в его использовании философами для выявления истинного знания непосредственным образом.

Диалог и интенциональное переживание с дескрипцией

Завершающий шаг к познанию истины по Платону требует произнесения разумной речи об абстрактных понятиях. При этом необходимо получить обратную связь от других, т. е. подтверждение того, что постулируемое знание действительно истинное.

Интенциональное переживание Гуссерль трактует как метод, выявляющий глубинные субъективные переживания. Опознание истинного феномена происходит через описание сущности переживания интенции с помощью дескриптивного анализа понятий. В дескрипцию включено описание таких логических понятий как знак, значение, смысл, единство и множество, часть и целое, представление, суждение, чувство и т. п.

Таким образом, как и Платон, Гуссерль на завершающем этапе предлагает познавать через исследование понятий, однако трансформирует платонизм включением в свою систему таких категорий субъективности как интенция и переживание.

Заключение

По Платону, истина находится благодаря очищению от неистинных мнений, созерцанию и разумному обсуждению в диалоге. Для него очевидно, что истина выражается через высказывания, формулируемые с помощью понятий.

Согласно Гуссерлю, иметь какой-либо смысл могут также только выраженные языком высказывания, поэтому для поиска истины он исследует понятия методом дескрипции. По Гуссерлю истина так же, как и по Платону познаваема с помощью понятий и суждений, однако очевидность истины не достижима без индивидуального переживания предметов. Гуссерль отвергает истинность ощущений и в этом он также следует Платону. При этом познание истинного знания основано у Гуссерля на восприятии и потому системы философов различны. Суть различия подходов Платона и Гуссерля к основам познания репрезентирует девиз Гуссерля «назад, к самим вещам». Если у Платона эта основа — объективная истинность идей, то у Гуссерля это субъектный мир предметности.

Создать строго научную философию — задача, которую решает Гуссерль. Для этого он создал такой метод «очищающего» характера как феноменологическая редукция. Здесь мы отмечаем концептуальное сходство методов катарсиса и феноменологической редукции (α = a’). Затем феноменолог в пространстве чистого сознания интуитивным созерцанием выявляет образы вещей. Также отмечаем концептуальное сходство (β = b’). Завершающие познание методы Платона и Гуссерля различаются (γ ≠ c’ + d’) феноменологическим дополнением, но имеют общую цель — сформулировать истину с помощью понятий. Платон привлекает речь в качестве средства для высказывания истинной мысли. Гуссерль поглощает речевой акт проговаривания многовариантным описанием логических понятий — дескрипцией и добавляет к дескрипции чувственную способность интенционального переживания. Так, основатель феноменологии делает гносеологию целостнее и успешно решает свою задачу.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ