Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Протопопов Иван Алексеевич
к. филос. н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Онтологический статус идеи блага в философии Платона

Доклад посвящён исследованию проблемы онтологического статуса идеи блага в философии Платона. В диалоге «Государство» утверждается, что благо даёт всем познаваемым вещам существование, но сама по себе находится по ту сторону бытия. Автор отвечает на вопрос о том, как соотносится у Платона идея блага с бытием, в том случае, если она понимается в качестве идеи единого

Ключевые слова: идея блага, вещи и идеи, бытие, одно и иное, небытие

Ivan Protopopov
CSc in Philosophy, associate professor, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

The ontological status the idea of the good in the philosophy of Plato

The report deals with the problem of ontological status of the idea of the good in the philosophy of Plato. In the dialogue «Republic» argued that the good gives all knowable things exist, but in itself is on the other side of existence. The author answers the question, how does the Platonic idea of the good related with being, in that case, if she is understood to as the idea of a single.

Keywords: the idea of the good, things and ideas, being, single and other, non-being


В шестой книге диалога «Государство» Платон, разъясняя значение идеи блага, утверждает, что вещи могут познаваться лишь благодаря благу. Он считает, что оно же даёт им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой. О какого рода бытии τὸ εἶναί и существовании οὐσία (как обычно переводят οὐσία в этом случае на русский язык) здесь идёт речь? Идёт ли речь о бытии чувственно воспринимаемых вещей или о бытии, которое относится к идеям как умопостигаемым предметам?

Известно, что истинным бытием обладают согласно Платону идеи, тогда как, чувственно воспринимаемые вещи, являясь подобиями идей, существуют лишь как становящиеся и никогда сами по себе не есть. Означает ли это, что идея блага находится за пределами этого существования всех чувственно воспринимаемых вещей, сама по себе обладая истинным бытием, или речь у Платона идёт о том, что благо находится по ту сторону именно истинного бытия, которое относится к остальным идеям? Сравнивая идею блага с солнцем во фрагменте, который предшествует вышеизложенному, Платон утверждает, что подобно тому как солнце само по себе, отличаясь от зрения и всего того, что мы видим, даёт нам возможность воспринимать всё чувственно воспринимаемое сущее, благо даёт нашему уму возможность мыслить и познавать всё умопостигаемое сущее.

Таким образом, благо даёт возможность существования таким познаваемым предметам, которые как идеи обладают бытием сами по себе. Согласно Плотину, который положил основание данному пониманию идеи блага у Платона, она, совпадая по своей сути с идеей единого, отличается от всего сущего, чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Отличаясь от всех вечно сущих идей, она не обладает никаким бытием вообще и как единое лежит по ту сторону их существования, которое они имеют в Уме. Порождая всё сущее, благо не является ничем из сущего, ни сущностью, ни умом, ни качеством, ни количеством, так как предшествует бытию вообще. Насколько обоснована эта неоплатоническая концепция? Действительно ли для Платона идея блага не обладает никаким бытием и что означает это для неё? Мы рассмотрим эти вопросы обращаясь к платоновскому пониманию природы единого.

Единое в диалоге «Парменид» может существовать само по себе как единое, будучи тождественным самому себе, в отличии от всего существующего исходя из него иного, не благодаря своему безусловному бытию, в котором его самого нет (абсолютное полагание единого с выводами для единого и иного), и не благодаря безусловному небытию, в котором его также как и иного нет (абсолютное отрицание единого с выводами для единого и иного), а только благодаря своему относительному небытию, в котором, оно, противоречивым образом отрицая, полагает, в то же время, себя в своем бытии. Благо как единое, будучи единством бытия и небытия, понимаемого в положительном смысле, существует не в тождестве с иным как многим (в относительном полагании единого с выводами для единого и многого), а в своем изначальном отрицательном единстве с собой, из которого возникает иное как многое.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ