Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Светлов Роман Викторович
д. филос. н., профессор, профессор Института философии СПбГУ; Русская христианская гуманитарная академия

Принцип фальсифицируемости и академическое «эпохе»

Введение К. Поппером принципа фальсифицируемости стало не только обретением критерия отграничения науки от того, что, согласно современной шкале ценностей, наукой не является, но и важным инструментом, регулирующим права науки на истинность. Более того, этот принцип полностью соответствует эпистемологии «открытого» (т. е. либерального) общества. Фальсифицируемость и фаллибилизм — и научные регулятивы, и идеологические императивы либеральных концепций, а, в ряде случаев, и практик.

Представляется интересным сопоставление с принципом фальсификации концепции невозможности постижения чего-либо, разработанной академиками III-II вв. до н. э. Изложенные Цицероном в «Учениях академиков» Quattuor capita (сформулированные в Академии) налагают на того, кто согласен с ними, обязательства, типологические близкие обязательствам принципа фальсификации. Однако сферы и способ применения регулятивов Поппера и Академии отличаются друг от друга. Это различие позволяет сравнить и сопоставить границы «науки» в античном мире и в современности.

Ключевые слова: принцип фальсификации, академическая философия, принцип эпохе

Roman Svetlov
DSc in Philosophy, Professor, St Petersburg State University, Institute of Philosophy; Russian Christian Academy for Humanities, St Petersburg

The principle of falsifiability and academic ἐποχή

The principle of falsifiability (K. Popper) has become not only a criterion for distinguishing science from non-science, but also an important tool that regulates the claims of science for truth. Moreover, it fully corresponds to the epistemology of an «open» (ie, liberal) society. Falsifiability and fallibilism are not only scientific regulative principles, but also ideological imperatives of liberal concepts, and, in some cases, practices.

We compare with the principle of falsification the concept of impossibility of comprehending something developed by academicians of the III-II centuries BC. Formulated by Cicero in the «Teachings of Academics» Quattuor capita imposes on the one who agrees with him, the obligations typological close to the obligations of the principle of falsification. However, the scope and method of applying the regulative principles of Popper and the Academy differ from each other. This difference allows us to compare the boundaries of «science» in the ancient world and in modernity.

Keywords: the principle of falsification, Academic philosophy, the principle of ἐποχή

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ