Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Гараджа Алексей Викторович
старший научный сотрудник Платоновского исследовательского научного центра, Российский государственный гуманитарный университет

Почему киники назывались киниками?

Пристально присмотрясь к метафоре «собак-философов» во 2-й книге «Государства», мы предположили, что это, скорее всего, аллюзия на Антисфена и киников. В качестве одного из доказательств мы предлагаем разбор двух комментариев к «Категориям» Аристотеля, где рассматривается, почему киники получили такое название; один принадлежит Филопону (ок. 490 – после 567), другой Элии (VI в. н. э.).

Разбирая причины называния киников по образу собак, и Филопон, и в особенности Элия демонстрируют близость к фрагменту R. 375–376, где философские свойства собак объясняются тем, что они ластятся к своим и лают на чужих. В названных комментариях такие свойства собак метафорически приравниваются к поведению киников, что бросает соответствующий отсвет на указанное место у Платона и позволяет поставить вопрос о статусе рассказа о воспитании стражей, основанном на лжи, цензуре и ограничениях.

Ключевые слова: Платон, воспитание стражей, собаки-философы, Антисфен, киники, схолии, Филопон

Alexei Garadja
senior research fellow of Platonic Research Center, Russian State University for Humanities

Why were the Cynics named so?

When looking closely into the metaphor of dogs-philosophers in the 2nd book of the “Republic,” we are inclined to accept it as rather an allusion to Antisthenes and Cynics. As a proof among others, we propose to take into account two commentaries on Aristotle’s “Categories” where there is a question on how the Cynics have acquired their name; one belongs to John Philoponus (c. 490 – after 567), another to Elias (6 c. A. D.) of the same Alexandrian school.

Examining the reasons for naming the Cynics after dogs, both John Philoponus and especially Elias reveal a closeness to R. 375–376, where the philosophical qualities of dogs are exposed by their fawning on their familiars and barking at strangers. In these commentaries, such qualities of dogs are metaphorically equated to the behaviour of the Cynics, which equation sheds a reflected light back to the passage from the “Republic” and allows to raise a question on the status of the account on the education of the Guardians based on lies, censorship and restrictions.

Keywords: Plato, education of the Guardians, dogs-philosophers, Antisthenes, the Cynics, John Philoponus, Elias

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ