Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Тантлевский Игорь Романович
д. филос. н., профессор, зав. кафедрой еврейской культутры, Институт философии СПбГУ

Понятие «сердце» (lēḇ) у Экклесиаста и Приточника*

Автор доклада демонстрирует, что термин lēḇ, букв.: «сердце», в Книгах Экклесиаста и Притч объемлет следующий спектр значений: разум, сознание, индивидуальность, носитель самости (NB: libbî, «мое сердце», употребляется в Еврейской Библии как синоним «я»), рефлексии (ср., напр.: Эккл. 1:16), эмоций и ощущений интеллектуального характера (ср., напр.: Эккл. 2:10: «радость» и Прит. 14:10: «горечь»), а по сути — как синоним духа (души) человека (ср., например: Эккл. 7:28). В «сердце» происходит интеллектуальная и познавательная деятельность, оно обретает и хранит мудрость и знание — в отличие от «плоти», предающейся «глупым» наслаждениям (ср., напр.: Эккл. 2:3 и сл.). Иногда понятие «сердце» указывает на высокий уровень развития интеллекта, отсутствующий у «глупцов» (ср., напр.: Прит. 6:32; 7:7; 9:4 и др.), уровень, который потенциально способные к его достижению люди должны стремиться «приобрести» (ср., напр.: Прит. 15:32; 19:8).

В отдельных случаях «сердце» характеризуется в этическом аспекте; ср., напр.: Прит. 26:23: «нечестивое сердце». В Еврейской Библии отсутствует термин, идентичный слову «совесть» в европейских языках [ср.: греч. syneídēsis; лат. conscientia]; здесь «сердце» выступает в качестве внутреннего судии, оценивающего поступки и помыслы личности; ср., напр.: 1 Сам. 24:6[5],10, 25:31.

Igor Tantlevskij
DSc in Philosophy, Professor, Chairman of the Department of Jewish Culture, St Petersburg State University, Institute of Philosophy

The Notion “Heart” (lēḇ) in the Books of Ecclesiastes and Proverbs

The author of the paper demonstrates that the term lēḇ, lit. «heart», in the Books of Ecclesiastes and Proverb embraces the following spectrum of meanings: mind, conscience, individuality, selfness (NB: Heb. libbî, «my heart», is used in the Hebrew Bible as a synonym for «I»), reflection (cf., e. g.: Eccl. 1:16), emotions and perseptions of an intellectual nature (cf., e. g.: Eccl. 2:10:»joy» and Prov. 14:10: «bitterness»), and in fact — as a synonym for man’s spirit (soul) (cf., e. g.: Eccl. 7:28). The man’s «heart» is a centre of an intellectual and cognitive activity, it acquires and stores wisdom and knowledge — in contrast to the «flesh» indulging in «foolish» pleasures (cf., e. g.: Eccl. 2: 3ff.). Sometimes the concept of «heart» indicates a higher level of the mind’s development, something a «fool» lacks (cf., e. g.: Prov. 6:32, 7:7, 9:4, etc.), and which potentially capable people should strive to «acquire» (cf., e. g.: Prov. 15:32, 19: 8).

In some cases, the «heart» is characterized from an ethical point of view; cf., e. g.: Prov. 26:23: «the wicked heart». In the Hebrew Bible, there is no term identical to the word «conscience» in European languages [cf.: Gr. syneídēsis, Lat. conscientia]; here the «heart» acts as an internal judge, еvaluating the actions and thoughts of the person; cf., e. g.: 1 Sam. 24:6, 10; 25:31.


*  Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01295; Санкт-Петербургский государственный университет).

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ