Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Черноглазов Дмитрий Александрович1, Гончарко Оксана Юрьевна2
1 к. филологических н., Санкт-Петербургский государственный университет
2 к. философских н., Санкт-Петербургский государственный университет

Платоновский диалог в Византии (IV – XII вв.)*

В докладе осуществляется попытка коротко представить и охарактеризовать основные образцы византийских литературных произведений, созданных в подражание жанру платоновского диалога с IV по XII вв. Каждый диалог коротко характеризуется с точки зрения фабулы и содержания, а также ключевых понятий, которым он посвящен.

Ключевые слова: платоновский диалог, история византийской литературы, история византийской философии

Dmitry Chernoglazov1, Oksana, Goncharko2
1 CSc in Philology, St Petersburg State University
2 CSc in Philosophy, St Petersburg State University

Platonic dialogue in Byzantium (4th – 12th centuries)

We attempt to represent the main examples of Byzantine dialogues, created in style and technic of platonic dialogue. Each dialogue is briefly characterized in terms of the plot and content, as well as the key notions to which it is devoted.

Keywords: Platonic dialogue, history of Byzantine literature, history of Byzantine philosophy


Платоновский диалог — жанровая форма, которую византийская традиция воспринимает у античной литературы. Диалоги в стиле Платона сочиняются на протяжении всего византийского тысячелетия. Задача настоящего доклада — перечислить и кратко охарактеризовать наиболее важные образцы исследуемого жанра, созданные в Византии с IV по XII вв.

В диалоге «О свободе воли» Мефодия Олимпийского обсуждаются вопросы природы зла, происхождения материи, свободы воли. Участвуют три собеседника: православный христианин и два приверженца учения валентиниан. В начале диалога автор следует сократическому методу, но впоследствии отходит от него: истина не определяется путем вопросов и ответов, а излагается оппонентам, удел которых — не участвовать в дискуссии, а внимать и учиться. В диалоге «Пир десяти дев, или О целомудрии» присутствует даже рамочный диалог. Текст Мефодия изобилует явными и скрытыми цитатами из платоновского диалога «Пир» и во многом повторяет его структуру. В заключительной части рамочного диалога, собеседники начинают спорить и используют диалектический метод. Этот короткий эпилог не чужд сократовской иронии и майевтики.

В диалоге «О душе и воскресении» Григория Нисского Григорий и его сестра Макрина ведут беседу о смерти, о человеческой душе и других вопросах. Григорий — играя роль advocatus diaboli — принимает сторону оппонентов христианского вероучения, приводит их доводы и задает сестре вопросы. «О душе», и по форме, и по содержанию, во многом восходит к диалогу Платона «Федон».1

В диалоге Порфирия «Комментарий к “Категориям” Аристотеля, составленный в виде вопросов и ответов» в качестве «участников» и «действующих лиц» выступают Вопрос (Ἐρώτησις) и Ответ (Ἀπόκρισις). Будучи отражением реальной полемики между Порфирием и Плотином относительно статуса «Категорий» Аристотеля, этот диалог воспроизводит некоторые элементы платоновского жанра.2

Элементы платоновского диалога содержатся еще в двух произведениях, созданных на рубеже V – VI вв.: диалог «Феофраст» Энея Газского носит апологетический характер (в нем опровергается учение о предсуществовании и переселении душ и утверждаются христианские догматы о бессмертии души и воскресении), а диалог «Аммоний» Захария Схоластика стоит на грани двух литературных жанров — диалога в античной платоновской традиции и полемического диспута: тон дружелюбной беседы, характерный для платоновской традиции, уступает место агрессивной полемике с оппонентами.

С окончанием ранневизантийской эпохи традиция платоновского диалога прерывается — по крайней мере, ни один платоновский диалог периода Темных веков до нас не дошел. Принято считать, что возрождение этого жанра наступит лишь в поздневизантийскую эпоху, в XIV в. В действительности, оно происходит намного раньше — уже в IX в., в эпоху «Монашеского возрождения».

Центральная сцена «Жития патриарха Никифора», написанного Игнатием Диаконом, — диспут между святым патриархом и императором-иконоборцем Львом V Армянином, построенный автором как платоновский диалог. Новаторство Игнатия состоит в том, что элементы платоновского жанра включены в житие святого: Никифор, выступая в роли Сократа, задает вопросы своему оппоненту-еретику и разоблачает иконоборческую ересь; ставя оппонента в тупик и оставляя в недоумении.

К жанру платоновского диалога многократно обращаются писатели XI – XII вв.:

Диалог Евстратия Никейского написан на злобу дня и посвящен актуальной для того времени богословской проблеме: как следует почитать икону — λατρευτικῶς ‘через поклонение’ или σχετικῶς ‘относительно’. В диалоге участвуют двое: Φιλαλήθης ‘Любящий истину’ и Φιλοσυνήθης ‘Любящий обычай’. Диалог написан, очевидно, в платоновской традиции.

«Ксенедем, или Гласы» Феодора Продрома посвящен критике пяти признаков понятия, «предикабилий» или «гласов», сформулированных Порфирием в его «Введении» к Аристотелю. Эта критика облекается автором в литературную форму платоновского диалога,3 в ходе которого собеседники обсуждают определения Порфирия, а затем, задавая вопросы, один из собеседников сократовским диалектическим методом приводит другого к осознанию, что определения несовершенны.

В диалоге «Феофил и Иерокл» Евстафия Солунского речь идет об этикетных нормах обращения, именах и происхождении слов: Феофил (Θεόφιλος) встречает своего друга Иерокла (Ἱεροκλῆς) и задает ему вопрос, могут ли слова сами по себе быть счастливыми или несчастными. В результате оживленной филологической дискуссии друзья приходят к единому мнению. Диалог изобилует реминисценциями из Платона (равно как и других античных авторов), которые еще предстоит раскрыть и проанализировать.


*  Исследование осуществляется при поддержке РФФИ ОГОН, проект № 15–03–00138 «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».

1 Маковецкий Е. А. Два диалога: Платон и св. Григорий Нисский // Журнал Санкт-Петербургского философского общества «Мысль». 2010. Т.9, № 1. С.109–123.

2 Гончарко О. Ю. Неплатоновский диалог Порфирия? // Универсум Платоновской мысли: Платон и современность материалы XXIV научной конференции, 2016. С. 150–155.

3 Гончарко О. Ю., Черноглазов Д. А. «Ксенедем» Феодора Продрома: возрождение платоновского диалога в Византии XII века//Вестн. РХГА. 2015. Т. 16. № 4. C. 30-38.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ