Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Смирнов Иван Иванович
аспирант, Русская христианская гуманитарная академия; Общецерковная аспирантура и докторантура; протоиерей, клирик Русской Православной Церкви

Теология «Тимея» и концепция панентеизма

В докладе обсуждается единая метафизика платоновских диалогов «Государ-ство», «Парменид» и «Тимей» в контексте парадигмы панентеизма.

Ключевые слова: Платон, благо, единое, Бог, мир, панентеизм

Ivan Smirnov
postgraduate student, Russian Christian Academy for Humanities, St Petersburg; St Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies; priest of Russian Orthodox Church

Theology of Timaeus and the conception of panentheism

The paper discusses the common metaphysics of Plato’s dialogues «Respublica», «Parmenides» and «Timaeus» in the context of the panentheistic paradigm.

Keywords: Plato, the good, one, God, world, panentheism


Категории платонической мысли являются существенным моментом в концептуализации теистических представлений о Боге как о совершенном бытии, абсолютном, бесконечном, вечном, неизменном, всемогущем, всезнающем, независимом от мира. Наследие Платона нашло свое место в неоплатонизме, средневековой схоластике, восточном и западном христианском богословии, в западной и русской религиозной философии.

Но идеи Платона также вдохновили1 особую парадигму мысли, связанную с отношением Бога и мира, которую в общем виде можно определить как представление, согласно которому мир пребывает в Боге, а Бог проявляет Себя в мире, сохраняя при этом Свою трансцендентность. Исток этой парадигмы в отдельных чертах можно обнаружить в диалоге Платона «Тимей», а также в метафизике блага («Государство») и Единого («Парменид»), которая разворачивается далее в мышлении неоплатоников, Псевдо-Дионисия, Иоанна Скота Эуригены, Николая Кузанского, Якоба Бёме, и, далее, Гегеля, Шеллинга, Пауля Тиллиха, Юргена Мольтмана, Чарльза Хартшорна, Альфреда Уайтхеда, а в России, Николая Бердяева, Льва Карсавина, Семёна Франка. Эта концепция лишь в 19 веке обрела себе имя благодаря немецкому философу Карлу Краузе и получила название «панентеизм».

В отличие от пантеизма, в котором мир и Бог отождествлены, панентеизм утверждает, что мир находится в Боге, поскольку мир конечен, а Бог бесконечен и как бы содержит в себе все. Бог одновременно и трансцендентен и имманентен миру. Как указывает В. Н. Лосский: «Бог остается трансцендентным по Своей природе в самой имманентности Своего проявления». Можно ли считать Платона панентеистом? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо проследить метаморфозы платоновской метафизики и связать воедино «Государство», «Парменид» и «Тимей».

В «Государстве»2 Платон соединяет представление о Боге с абсолютно трансцендентным высшим благом, которое ни от чего не зависит, само себя определяет, находясь за пределами бытия (509b), и является беспредпосылочным3 началом (ἀνυπόθετον ἀρχε — 510b), символически выраженном Платоном в образе Солнца (509а). Благо учреждает не только бытие идей, все «познаваемые вещи могут познаваться лишь благодаря благу; оно же дает им и бытие, и существование, хотя само благо не есть существование, оно — за пределами существования, превышая его достоинством и силой» (509 b). Единое диалога «Парменид» есть также не что иное, как высшее благо из диалога «Государство», просто подлинная сущность блага как Единого в «Государстве» «тщательно скрыта»4 Платоном. Однако, благо, Единое, будучи началом всякого единства, но не становясь им, будучи всегда абсолютным источником всего того, чем оно само не является, как нечто абсолютное и обособленное от всего, как то, чему Платон отказывает и в определении, поскольку оно может быть помысленным лишь через систематическое апофатичекое изъятие из любой последовательности определений5, и в бытии, и в бытии-Единым, и в познаваемости, и в высказываемости, никак тогда не могло бы само воплотиться в бытии. Поэтому Платон, согласно «неписанному учению», отраженному в лекции Аристотеля «О благе» (Фрагм. 27-31), а также опираясь на свидетельства Прокла, цитирующего Спевсиппа6, вводит «неопределенную Диаду», как второе начало после Единого, чтобы с его помощью вообще можно было вывести то, что Единое абсолютно из себя исключает, а именно множество. Неопределенная диада не есть второй Абсолют, она лишь Второе «после» Единого, и здесь Платон избегает дуализма начал. Платон вводит Диаду, так как абсолютная трансцендентность Единого запрещает непосредственное происхождение бытия из него. Но сама по себе Диада неопределенна, недействительна и не действенна, она возводится к раздвоению и развертыванию в бытии только Единым. Диалог «Парменид» показывает, как исключительно из взаимодействия Единого с раздвающимся действующим Вторым началом происходят все фундаментальные определения, конституирующие мир идей и вместе с тем мир сущего. Это отношение Единого и Диады мыслится у Платона «понятийно необъяснимым способом», как «некое неисследимое и непостижимое происхождение множественного начала из преизбыточествования Единого, причем оно не различает себя в себе самом, а свое преизбыточествование только манифестирует как ad extra (во вне — лат.)»7. Манифестацию этого преизбыточествования Единого, которое остается трансцендентным, но только манифестируется в «существующем Едином» «Парменида» как тотальности мира идей, можно усмотреть в метафоре эманации, преизливания, «истечения»8, которую мы находим в образе Солнца из «Государства» (509b), что определенным образом сближает мысль Платона и последующую традицию неоплатонизма, который создал твердую почву для монотеистического панентеизма.

Диалог «Тимей»9, написанный Платоном в конце жизни, представляет «миф о творении», в котором Бог предстает как Творец (ποιητής), Демиург (δημιουργὸς) и Отец (πατήρ) космоса (28с), а космос, в свою очередь, мыслится как божественная «умная» «душа», вмещающая в себя «тело» космоса. В центре космоса Творец «дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело извне» (34b). Отметим, что Платон говорит о мире как о теле космоса внутри божественной души, а не наоборот. Таким образом, платоновский самодовлеющий (αυτάρκης) космос в виде «живого существа» (30b), тела в душе, есть космос — одушевленный (εμψυχον), умный (νοητόν), сферический (σφαιροειδης), а значит, и совершенный (30b–34а). Платон говорит о нем, как о боге, точнее, как о замысле «вечносущего бога относительно бога, которому только предстояло быть» и добавляет, что «предоставив космосу все эти преимущества, [демиург] дал ему жизнь блаженного бога» (34b). Если в божественности «вечносущего» платоновского Творца сомневаться не приходится, то теологический статус мировой души — бога, «которому предстояло быть» неоднозначен: является ли она частью бога Творца или просто его созданием. По всей видимости Платон говорит о «душе» как о квазибожественном создании вечного бога Творца, наряду с «богами рожденными и видимыми» — вселенной, звездами и прочими «родами богов» (40d) и «богами богов» греческого пантеона (40e-41b).

Харшторн и Риз10 считают Платона «квазипанентеистом». Они согласны, что Платон не отождествляет вечного бога и мировую душу, однако считают, что, если довести «логику» Платона до конца, то вечного бога не следует мыслить как «конкретную природу», вместо этого стоит рассмотреть вечного бога и мировую душу как две кореллятивные природы одного божественного бытия, то есть по сути в духе процесс-теологии Уайтхеда11. Плотин иначе довел «до ума» нерешенные вопросы платоновской философии, помыслив, что божественный ум демиург, мировая душа и вселенная иерархически эманируют из Блага, которое есть божественное Единое. Единое является и бесконечным и абсолютно трансцендентным, однако оно содержит в себе все, что эманирует из него. Душа — посредник между Богом и космосом, она и трансцендентна, и имманентна, а следовательно, вселенная и содержится «в» и отличается от мировой души. Мир пребывает в Боге, поскольку мир находится в душе, душа в уме, ум в Едином, Единое ни в чем другом, но объемлет Собой все всецело внутри Себя. Преодолевая дуализм Платона через теорию эманации и соучастия в Едином, Плотин по сути меняет и смысл соучастия. Для Платона вещи мира участвуют в божественном уме через отражение, манифестацию вечных парадигм в тварных копиях, однако, они не причастны идеальному существованию божественного ума. Для Плотина, мир непосредственно сопричастен мировой душе, опосредованно уму и через последний Единому. Быть сопричастным Богу, отличаясь от Него, это и есть панентеизм.

Дирк Балтцли утверждает, что теологию «Тимея» следует называть «политеистическим панентеизмом»12. Когда Купер13 говорит о квазипанентеизме Платона, он, по мнению Балтцли, исходит из монотеистического определения панентеизма: Бог содержит и проникает всю вселенную так, что каждая ее часть пребывает в Нем, но Его бытие превосходит и не исчерпывается вселенной. Платоновский «Тимей», подчеркивает Балтцли, описывает ситуацию, в которой мировая душа как «бог», а также множество внутримировых «богов» пребывают в онтологической зависимости от Бога Творца. Вторичный статус этих богов, по мнению Балтцли, вовсе не лишает их божественности, поскольку ее суть в «блаженной жизни» и кроме того, «завершая» творение они тоже своего рода творцы. Панентеизм тогда лучше всего рассматривать более специфично, как теорию, которая утверждает, что существует Бог Творец и некий космос, и оба «каким-то образом» божественны. Каким образом божественен космос — тем, что он существует в Боге Творце, тем, что «проникается» Богом Творцом, или тем, что он сам является неким богом, зависимым от Творца — это вопрос, который и должен определять конкретную форму панентеизма. Отметим, что во всех трех вариантах подчеркивается, что Бог Творец и мир не тождественны, иначе это был бы пантеизм. С другой стороны, «Тимей», приписывая божественность миру как единству душа-тело, идет вразрез с другими текстами Платона, поскольку в отличие, например, от Федра (246b6–d3), приписывает тело, не смертным, но бессмертным — богам. Решением этой проблемы «телесных богов» у последователей Платона, в частности у Плотина, явилась редукция божественной части космоса к особого рода тонкой материи, тем самым божество мира стало вторичным, производным. Однако, к сожалению Балтцли, необычная форма платоновского политеистического панентеизма редуцируется к более известной форме панентеизма монотеистического. Христианство же, как мы знаем, «решило» указанную проблему кардинально: Слово стало плотию, Бог воплотился и родился по плоти.

Независимо от дебатов вокруг всевозможных интерпретаций платоновского космологического мифа, его доктрина Мировой Души, как аналогия отношений между Богом и сотворенным космосом, является существенным моментом размышлений о парадигме панентеизма.


1 Этого мнения придерживается Джон Купер: Cooper J. Panentheism — the other God of the philosophers: from Plato to the present. Grand Rapids, Baker Academic. 2006.

2 Здесь и далее: Платон. Государство. Книга VI. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971.

3 Согласно Й. Хальфвассену, платоновское понятие ἀνυπόθετον (безосновное) есть источник нашего понятия Абсолюта, причем Absoluten — это перевод απόλυτον (греч. «освобожденный, независимый», поздн.: «совершенный»). См. Й. Хальфвассен. Платоновская метафизика Единого/ Ἑρμηνεία. Журнал философских переводовю 2014. №1 (6). С. 33.

4 См.: Й. Хальфвассен. Ук. Соч. С. 34; Аристотель. Метафизика. М. Институт св. Фомы. 2006. С.58.

5 Отметим, что отрицание всех определений Абсолютного не предполагает пустоты, а абсолютную трансценденцию, которая имеет целью никак положительно невыразимый и невообразимый избыток сверхбытия.

6 См.: Й. Хальфвассен. Ук. Соч. С. 41.

7 Там же. С. 44.

8 См.: Платон. Парменид. Соб. соч. в 3-х тт. Т.3 (1). М., 1971. Фр. 509b.

9 Все цитаты «Тимея» приведены по изд.: Платон. Тимей. Собр. соч. в 4-х томах. Том 3. М.: «Мысль», 1994.

10 Hartshorne Ch. and Reese W. Philosophers Speak of God. Chicago. University of Chicago Press. 1953. P. 38-57.

11 С точки зрения процесс-теологии, Бог — биполярен и имеет две природы, «первичную» или трансцендентную, которой присуще вневременное совершенство и «последующую» или имманентную, посредством которой Он составляет часть космического процесса (Уолтер Д. Теологический энциклопедический словарь. 2004).

12 Baltzly D. Is Plato’s Timaeus Panentheistic?/ SOPHIA. 2010. 49: 193.

13 См.: Cooper J. Panentheism — the other God of the philosophers: from Plato to the present. Grand Rapids, Baker Academic. 2006.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ