Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Дорофеев Даниил Юрьевич
д. филос. н., профессор, Санкт-Петербургский горный университет

Философия и медицина в Древней Греции

Выступление посвящено исследованию продуктивных отношений между философией и медициной в древнегреческой культуре. Становление медицины как науки происходит благодаря активному и постоянному диалогу с философией. Частично это связано с общей недифференцированностью наук в VI-V вв. до н. э., но существенны также и особое мировоззрение и установка греков по отношению к себе и миру. Ни в какой иной культуре больше не встречается столь тесное взаимодействие этих наук, от которого выигрывали обе стороны. Медицина была одновременно теоретической и практической дисциплиной. Не удивительно, что античные врачи подчас занимались философией (вспомним, например, Галена), а философы обращались к медицине (укажем здесь лишь на Алкмеона, Эмпедокла, Аристотеля). На каждом новом этапе развития древнегреческой философии мы встречаем свой опыт обращения к медицине. Так, медицина, как наука о человеческой природе человека (см. одноименный трактат Гиппократа, который, кстати, учился (натур)философии), понималась как отдел физики, формируя основу для понимания человека как микрокосма (еще в Асклепионе лечение определялось единением с природой, и методы «храмовой медицины» не стоит вслепую отбрасывать). Однако античная медицина никогда не ограничивалась натурфилософским, естественнонаучным, «позитивистским» характером, что выгодно отличает ее от современной, узкоспециализированной дисциплины. В «Политике» Аристотель выделяет лечащего врача; медика-теоретика; просто медицински образованного человека.

Начало формирования этической линии в греческой философии, связанное с акцентом на «образе жизни» (bios) пифагорейского союза, позволяет рассматривать и медицину как целостную «заботы о себе» (epimeleia) и, следовательно, образовательную практику. Философия и медицина выступают наукой или, точнее, искусством жизни и повседневного существования. Интересно сравнение философии и медицины как практики пайдейи: медицина, как и философия, становится частью общего (само)образования, забота о теле в классический период неразрывно связана с заботой о душе, физическое здоровье есть оборотная сторона здоровья духовного (калокагатия как идеал пайдейи). Философско-медицинскую пайдейю следует понимать и как образ-ование, т. е. целостно организованные практики формирования определенного образа человека. Иконография античных философов раскроется и в медицинско-эстетической перспективе.

Особенно наглядно значение медицины проявляется у Сократа и Платона, в том числе в особенностях их философской риторики (так, в «Федре» медицина вообще является образцом для риторики, как считает В. Йегер), которая и будет проанализирована. Так, будет указано на мистическую ипостась Сократа, которая дополнит его общепринятый образ рационально-теоретизирующего мыслителя и которая связана с медициной, которую афинский мудрец ценил более, чем какую-либо науку. Отдельно будет исследована медицинская составляющая диалектики Сократа и Платона: в первом случает диалог выступает как своеобразная «логотерапия» (В. Франкл), во втором случае как установка на раскрытие и осуществление подлинного бытия человека в максимально полной степени. Недаром Платон сравнивал философскую «терапию души» с медициной. Цель философии Платона — направлять души к Благу, к благу же направляет человека и медицина. Будут также приведены и рассмотрены обращения к врачам и медицине в платоновских диалогах, и в целом указана тесная смысловая связь Платона с медициной, который ее подчас (как в «Горгии») брал как образец искусства.

Нельзя не отметить и актуальность древнегреческих медицинских трактатов и для современной философии и медицины — особо здесь выделяется сочинение Гиппократа «О воздухах, водах и местности». Всегда следует помнить, что не только философия много дала медицине, но и сама медицина была очень полезной для философии, и о ценности этого союза нужно помнить и сейчас, а, возможно, и пытаться его осуществить.

Ключевые слова: древнегреческие философия и медицина, диалог наук, «забота о себе» (epimeleia), пайдейя, отношения медицины с физикой, этикой и диалектикой

Daniil Dorofeev
DSc in Philosophy, Professor, St Petersburg Mining University

Philosophy and Medicine in Ancient Greece

The speech is devoted to the study of productive relations between philosophy and medicine in ancient Greek culture. The development of medicine as a science is realized by active and constant dialogue with philosophy. This is partly due to the general lack of differentiation of the sciences in the 6th-5th centuries BC, but the special worldview of the Greeks and them relation towards themselves and the world is also significant. In no other culture is there such active interaction of these sciences, from which both sides have won, no longer meet. Medicine was both a theoretical and practical discipline. Not surprisingly, ancient doctors sometimes engaged in philosophy (remember, for example, Galen), and philosophers turned to medicine (we mark only Alcmaeon, Empedocles, Aristotle). At every new stage in the development of ancient Greek philosophy, we meet our experience of turning to medicine. For example, medicine as the science about human nature of man (see the treatise of Hippocrates, which by the way, studied philosophy) was understood as a department of physics, forming the basis for understanding man as a microcosm (in Asclepion, treatment was determined by unity with nature, and the methods of «temple medicine» should not be blindly discarded). However, ancient medicine has never been confined to the natural philosophical, natural-science, «positivistic» character, which distinguishes it from modern, narrowly specialized discipline. In «Politics» Aristotle underlined three form of medicine education: the doctor as practice; Medical theorist; Just a medically educated person.

The beginning of the formation of the ethical line in Greek philosophy, connected with the emphasis on the «lifestyle» (bios) of the Pythagorean union, allows us to consider medicine as an integral «care about yourself» (epimeleia) and, consequently, educational practice. Philosophy and medicine are the science or, more correct, the art of life and everyday existence. It is interesting to compare philosophy and medicine as a practice of paideia: medicine, like philosophy, becomes part of the general self-forming, (self)education, caring for the body in the classical period is inextricably linked with the care of the soul, physical health is the reverse side of spirit health (calocagaty as the ideal of paideia). Philosophical-medical paideia should be understood as forming of unity image — Holistically organized practices of forming a certain image of a person. The iconography of ancient philosophers will also be revealed in the medical-aesthetic perspective.

Especially evident is the importance of medicine in Socrates and Plato, including in the features of their philosophical rhetoric (for example, medicine is a model for rhetoric in platonic “Fedr”, according to W. Jager), which will be analyzed. So, it will be pointed to the mystical hypostasis of Socrates, which will complement his generally accepted image of a rational theorizing thinker and which is related to medicine, which the Athenian sage valued more than any science. Separately, the medical component of the dialectic of Socrates and Plato will be explored: in the first case, the dialogue acts as a kind of «logotherapy» (V. Frankl), in the second case as an installation for revealing and realizing the true being of a person to the fullest extent possible. Plato compared the philosophical «therapy of the soul» with medicine. The goal of Plato’s philosophy is to direct souls to Good, medicine directs man to good. Also, addresses to doctors and medicine in Plato’s dialogues will be given and considered, and Plato’s close connotation with medicine, which it sometimes (as in dialogue “Gorgia”), took as an example of art.

It is impossible not to mention the relevance of ancient Greek medical treatises and for modern philosophy and medicine — especially here is the work of Hippocrates «On air, water and terrain». It should always be remembered that not only did philosophy give medicine a lot, but the medicine itself was very useful for philosophy, and the value of this union must be remembered now, and, perhaps, and try to realize it.

Keywords: Ancient Greek philosophy and medicine, the dialogue of sciences, «care of oneself» (epimeleia), paideia, relationship between medicine and physics, ethics and dialectics

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ