Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Даровских Андрей Александрович
к. филос. н., Университет Штата Нью-Йорк в Бингемтоне

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского*

В центре рассмотрения находится вопрос о причине соединения души с телом, вследствие которого происходит формирование человеческого существа, в контексте эмбриологического учения Немесия Эмесского. В данном случае неясность его аргументации усложняется типичным для христианских мыслителей IV–V вв. переплетением различных линий влияния со стороны интеллектуальных предшественников. На первый взгляд может показаться, что для Немесия как христианского мыслителя вопрос о причинах и способе соединения души и тела решается в строго теологическом дискурсе, однако в действительности понятиям τρόπος и αἰτία он посвящает довольно незначительную часть своего рассуждения. Кроме того, небольшое замечание в самом конце третьей главы заставляет нас усомниться в преобладании в трактате «О природе человека» теологического толкования причин соединения души и тела. Для Немесия соответствующий раздел его учения предполагает ответы на два вопроса:

1) что является причиной снисхождения предсуществующей души в тело?

2) как происходит это снисхождение?

Ключевые слова: Немесий, эмбриология, этиология, соединение души и тела, природа, соизволение

Andrey Darovskikh
CSc in Philosophy, State University of New York at Binghamton

Embryological aetiology according to Nemesius of Emesa

The question to be addressed in this paper is the problem of ruling agency, which is responsible for human being’s formation during soul/body connection. Partly, this is a question of efficient cause in embryology of Nemesius. Putting forward the main point of this consideration, I argue that here, Nemesius exhibits a certain ambiguity of thought to have been blurred over by vagueness of the sources, which formed his intellectual background. At firth sight, it seems to be evident that, for Nemesius as a Christian thinker, efficacy should not be an issue for getting stuck. Small wonder that Nemesius indeed reserved just a little space in his treatise for telling about the tropos and aitia of unification. However, there is one passage in the text that makes us think a little more about this question. The content of Nemesius teaching about the nature of the soul and the body puts the problem that way that it is necessary to answer:

1) what is the cause for the descent of pre-existing soul?

2) How does its bringing into the body happen?

Keywords: Nemesius, embryology, soul-body connection, nature, providence


В заключении третьей главы трактата О природе человека Немесий пишет, что в силу природы умопостигаемых сущностей соединение компонентов в процессе формирования индивидуума происходит ἀσυγχύτως:

Такой образ соединения обусловливается не соизволением, как думают некоторые влиятельные люди, но природой. Конечно, можно сказать, что восприятие тела происходит по соизволению, но неслитное (ἀσυγχύτως) соединение бывает не по соизволению, а по свойству божественной природы.1

На основание анализа данного абзаца можно заключить, что помимо божественного соизволения причиной соединения души и тела может быть также природа. В исследовательской литературе не существует единого мнения относительно смысла и контекста данного утверждения. Кроме того, так как в третьей главе трактата тема соединения души и тела переплетается с темой соединения двух природ во Христе, возникают сомнения относительного того, о каком виде «соединения» здесь говорит Немесий.

Тем не менее, основным исследуемым вопросом остается определение причин смешения души и тела, что составляет ядро этиологии в эмбриологических представлениях Немесия. Для его решения я выдвигаю ранее не фигурировавшую в исследовательской литературе гипотезу. По моему мнению, причиной нисхождения предсуществующей души в тело, по Немесию, является божественное соизволение, тогда как за механизм соединения умопостигаемой и телесной сущностей, которые формируют конкретного индивидуума, отвечает природа. Первое предположение доказывается при помощи рассмотрения изложенных в других главах трактата учений о соизволении и проведении, согласующихся с христианской ортодоксией. Второе положение гипотезы выводится из схожести понимания данного вопроса в медицинских и философских трактах предшествующего Немесию периода, которые оказали большое влияние на его эмбриологические взгляды.

Особое внимание в моем рассмотрении я уделяю учению о природе как причине соединения тела и души, а также влиянию представлений Галена и Порфирия на формирование данного раздела учения Немесия.


*  Материал подготовлен при поддержке РФФИ ОГОН в рамках проекта № 16‑33‑01126 «Влияние биологии Аристотеля и медицины Гиппократа на формирование учения о человеке в поздней античности».

1 Немесий Эмесский. О природе человека. 3. 144.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ