Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Пеннер Регина Владимировна1, Миляева Екатерина Галимулловна2
1 к. филос. н., доцент, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
2 ст. преподаватель, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Чтение (с) Платона (-ом): просто о сложном*

В тезисах авторы представляют осмысление метода работы студента с философским первоисточником в ситуации тотального сокращения аудиторных и внеаудиторных часов по дисциплине «Философия» в высшей школе. В процессе совместного медленного чтения фрагментов из диалога Платона «оживают» «Сократы» и «Главконы», идеи которых проникают в мысли студентов, обогащая и раскрепощая сознание молодых людей в процессе поиска знания.

Ключевые слова: чтение, философский текст, Платон, Сократ, преподаватель, студент, диалог, философские практики

Regina Penner1, Ekaterina Miliaeva2
1CSc in Philosophy, associate professor, South Ural State University, Chelyabinsk,2seniour lecturer, South Ural State University, Chelyabinsk

Reading (with) Plato: simply about complicated

In the theses authors present a comprehension of one of the practical methods of working with the primary sources of philosophical texts in the situation of a total reduction of work hours of the discipline «Philosophy» in university. In the process of slow reading of fragments from the Plato’s dialogue, «Socrates» and «Glaucons» come alive, their ideas penetrate the students’ thoughts, enriching and emancipating the consciousness of young people in the search for knowledge.

Keywords: reading, philosophical text, Plato, Socrates, teacher, student, dialogue, philosophical practice


Чтобы глубоко и разносторонне изучить философию, необходимо ощутить подлинный «вкус» философской проблематики, самому окунуться в мир философской мысли, непосредственно познакомиться с многочисленными идеями и концепциями философов. И самый верный способ достижения этих целей — ознакомиться с первоисточниками, осмысляя их.

В высшей школе в процессе обучения студентов ключевое значение имеет самостоятельная работа по овладению тем или иным предметом исследования. Изучение целого ряда дисциплин, в том числе, истории философии, невозможно без обращения к первоисточникам. Чтение произведений великих мыслителей, благодаря которым их авторы вошли в духовную историю человечества, помогает студентам окунуться в лабораторию творчества того или иного философа, почувствовать атмосферу написания работы, уловить очарование философии как творческого поиска и духовного пути, ибо «живой» философский текст не подобен «сухому» тексту учебника.

Одна из проблем, с которой мы сталкиваемся при работе студента с первоисточником, раскрывается в том, что не всегда студент готов отреагировать на все идейное богатство текста; многие из студентов не знают, как систематизировать полученные знания; у них возникают трудности в установлении связи с актуальными знанием и практикой; зачастую студенту оказывается не под силу сформулировать ключевые тезисы и обобщающие выводы по тексту

К сожалению, в курсе философии на самостоятельную работу выделено небольшое количество времени, что с необходимостью ограничивает число изучаемых первоисточников, хоть и круг произведений известных философов, безусловно, обширен. Все это предопределило форму оказания помощи студентам по овладению знаниями посредством чтения философского первоисточника. Одними из наиболее оптимальных для знакомства с философскими текстами студентов младших курсов оказались фрагменты из диалогов Платона.

Из года в год авторы статьи входят в студенческую аудиторию с небольшими фрагментами из диалогов Платона «Государство» и «Федр». И всякий раз заново начинается сократический диалог, где в студенческой аудитории на место Сократа встает преподаватель, а каждый студент оборачивается вопрошающим, осмысляющим и отвечающим собеседником.

Смысл работы над текстом подобен философской практике Сократа — это постановка перед студентом вопросов, ответы на которые он может найти в изучаемом тексте, читая и осмысляя его. В этом случае преподаватель является не всезнающим мудрецом, а тем, кто движется к истине вместе со своим учеником. Вопросы преподавателя здесь выступают в роли путеводителя, своеобразных «маяков», которые помогают студенту не растерять основные идеи произведения; выделить собственно философский аспект текста; зачать рефлексию студента над собственным опытом, когда философский текст превращается в некую площадку для осмысления студентом самого себя.

Изучение первоисточников — процесс трудный и творческий. Он начинается с ознакомления, своеобычного введения преподавателя к работе. В этом введении преподаватель может дать краткую историческую и общекультурную справку о том, например, каковы основные идеи диалога, какое место диалог занимает в творчестве Платона, об основных принципах (майевтика, ирония, притворство, парресия), используемых Сократом в беседах.

И только после введения преподавателя, погружения студента в атмосферу Древних Афин, начинается непосредственное чтение фрагментов в соотношении с вопросами-ориентирами. Практика показывает, что читать произведение следует медленно, своего рода медитативно, стремясь проникнуться каждым словом Платоном, речами Сократа; не механически их проглатывая, но творчески осмысляя; сопоставлять мысли автора с собственными мыслями, выделяя, вместе с тем, существенное, основное.

Подобное чтение есть своего рода философская практика, в рамках которой студент не пассивный адресат информационных потоков, но активный участник диалога. Именно в процессе чтения «окаменевшие» на страницах книг Сократ и его собеседники обретают живую форму. Эта форма не подобна телесной. Но, вместе с тем, она воскрешает позабытый некогда диалог в стенах современных вузов. Глубокое и совместное чтение фрагментов философских текстов, несомненно, преобразовывает «мертвые» произведения в «живой» текст, созидаемый студентом посредством рефлексии, живущий в его мыслях, расширяющий его мировоззрение и позволяющий преодолеть границы обыденности учебного процесса в вузе.

В качестве приложения

Вопросы к мифу о колеснице:

Почему человеческая душа бессмертна?

Почему душа теряет крылья?

Каково Занебесье, куда направлено истинное знание?

По какому закону совершается кругооборот души?

Каким частям души соответствуют образы коней и возничего?

Как совершается процесс познания?

Как соотносятся душа и тело?

Какое состояние люди зовут Эротом?

Ведет ли Эрот к добродетели; и если да, то каким образом?

Вопросы к мифу о пещере:

Подумайте, что символизируют тени, видимые узниками на стенах пещеры.

Почему Платон изображает в «мифе» именно узников и они находятся в пещере?

Каким образом, согласно Платону, должен осуществляться процесс познания?

Сформулируйте, что, согласно Платону, представляет собой «идея» или «эйдос».

Раскройте, как вы понимаете смысл учения Платона о душе.

Раскройте своими словами принципы учения Платона об идеальном государстве.

Литература

Борисов С. В. Principles of philosophical constructivism for practice of education. В сборнике: Роль философии в пространстве информационного общества сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы Н. А. Краснова, Т. Н. Плесканюк. 2016. С. 4-12.

Дыдров А. А. Российское образование в условиях футуроплюрализма. Философия и наука. 2016. Т. 15. С. 40-49.

Мамардашвили М. К. Проблема сознания и философское призвание [Электронный ресурс] URL: http://www.psychology.ru/library/00005.shtml

Платон. Государство. М.: Азбука, 2015.

Светлов Р. В. Философ и его соперники: учитель в древнем мире. Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 2. С. 39-46.


*  Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 17-33-00021 «Теория и практика философского консультирования: компаративистский подход».

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ