Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Синицын Александр Александрович
к. ист. н., доцент, Русская христианская гуманитарная академия; Санкт-Петербургский государственный университет

Русский Сократ — 1991 (Образ «Босоногого мудреца» в кинематографе)

На рубеже 1980–1990 гг. в «перестроечном» Советском Союзе и новой «постперестроечной» России весьма актуализированной стала «сократовская-платоновская» тематика. Возможно, героический пафос этической философии Сократа казался тогда созвучным провозглашенному руководством СССР курсу на построение «социализма с человеческим лицом», «демократизацию» и «гласность»? Или казалась злободневной история о пресловутой афинской демократии, законным способом расправившейся с неудобным гражданином? В докладе обсуждается образ «Босоногого мудреца», созданный более четверти века назад, на закате советской эпохи, режиссером В. Ф. Соколовым в кинокартине «Сократ» (1991), где поднимаются «вечные» в мировом искусстве темы: философ и власть, праведный герой одиночка и безликая толпа, жизнь, смерть и предательство.

Ключевые слова: Сократ, Афины, В. Ф. Соколов, Г. А. Аредаков, кино, демос, демократия, философ, власть

Alexander Sinitsyn
CSc in History, associate professor, Russian Christian Academy for Humanities, St Petersburg; St Petersburg State University, Institute of Philosophy

Russian Socrates — 1991 (The Image of the “Barefoot Sage” in the Cinematography)

At the turn of the 1980–1990s, during the Soviet “perestroika” and the new Russia in the making, the “Socrates-Plato topic” came to the fore. Was it because the heroic pathos of Socrates’ ethic philosophy seemed congruent with the proclaimed policy of building a “socialism with a human face”, “democratization” and “glasnost”? Or did the burning issue of the notorious Athenian democracy which made short shrift of an uneasy citizen seem topical? The report discusses the image of the “Barefoot Sage” created over a quarter of a century ago, in the waning days of the Soviet age, by the director V. F. Sokolov in his film “Socrates” (1991), which brings up “perpetual” subjects in the world art: those of the philosopher and power, the righteous lone hero and the impersonal mob, and of life, death and treachery.

Keywords: Socrates, Athens, V. F. Sokolov, G. A. Aredakov, cinema, demos, democracy, philosopher, power


Образ Сократа, пожалуй, один из самых востребованных образов античного мыслителя в мировом искусстве в ХХ веке, в том числе, конечно, и в кинематографе. В игровом кино есть целый ряд произведений, в которых знаменитый афинский философ является главным действующим лицом: самый ранний из них — полнометражный звуковой фильм «Процесс и смерть Сократа» итальянского режиссера Коррадо Д’Эррико (1939); еще один итальянский «Сократ», созданный классиком европейского кино Роберто Росселлини (1971); образ Сократа в сатирической трагикомедии Георгия Щукина «Райские яблочки» (1973), где философ, вернувшийся с того света, оказался во второй половине ХХ в. в капиталистическом «свободном мире»; Сократ-майевтик, произносящий энкомий «любви к мудрости» на симпосии у Агафона в кинокартине Марко Феррери «“Пир” Платона» (1989) и другие. Обыкновенно Сократ — это образ ироничного старика-спорщика или мыслителя-борца, осуждающего человеческие и социальные пороки.

Ныне предметом обсуждения я избрал образ вопрошающего философа, созданный более четверти века назад режиссером В. Ф. Соколовым (1928–2015) в кинокартине «Сократ» (1991) по мотивам пьесы М. Андерсона «Босоногий в Афинах» (1951). Фильм снят ТПО «Союзтелефильм» в содружестве с кинокомпаниями «Ленфильм» и «Петрополь». «Сократ» снимался в течение трех лет и оказался одним из последних произведений советского кинематографа. Нельзя сказать, что этот фильм широко известен. В начале 1990-х годов он был показан по центральному телевидению, но в последующем, насколько мне известно, не демонстрировался. Эта картина стала последней в творчестве Виктора Соколова, который прожил четверть века после своего «Сократа», но в постсоветский период уже не снимал кино.

При обсуждении истории создания фильма мною был использован материал интервью с Народным артистом РСФСР, ныне художественным руководителем Саратовского академического драматического театра (САДТ) им. И. А. Слонова Григорием Анисимовичем Аредаковым. Г. А. Аредаков сыграл десятки ролей в театре и несколько ролей в кино, из которых роль Сократа в одноименном фильме стала самой значительной его работой в кино. В пору создания фильма актеру было около 45 лет. Беседа с «русским Сократом» состоялась 12 марта 2017 г. в САДТ. Григорий Анисимович поделился интересными историями и с сократической иронией рассказал, что для него самого подготовка к роли, которая ему была назначена, сводилась, по замыслу режиссера, к тому, чтобы ходить босым по Крымской земле и слушать шум моря.

В нескольких тезисах изложу суждения, которые я намерен высказать в своем докладе.

На рубеже 1980–1990 гг. в «перестроечном» Советском Союзе и новой «постперестроечной» России актуализированной стала «сократовская и платоновская» тематика. В декабре 1990-го года фирмой «Мелодия» была выпущена пластинка «Платон “Апология Сократа”», с музыкой А. Г. Шнитке, где фрагменты из «Апологии» читает Р. Клейнер. В 1990 г. в серии «Философское наследие» было начато переиздание академического четырехтомника трудов Платона (1990–1994). В 1991 г. в новой тогда серии «Мыслители ХХ века» вышел сборник трудов А. Ф. Лосева «Философия. Мифология. Культура», в котором наряду с «Диалектикой мифа», были заново опубликованы работы по античной философии, в частности, посвященные Платону и платонизму. В начале 1990-х в театре Анатолия Васильева был поставлен известный спектакль по диалогу Платона «Государство» (книга первая: «Фрасимах и Сократ о справедливости»). В 1990 г. в Москве открылся Греко-латинского кабинет Ю. А. Шичалина, издательская деятельность которого во многом связана с платоноведением. С 1992 г. в Петербурге начинают проводиться конференции «Универсум Платоновской мысли» (на юбилейной, XXV-ой, сессии которой мы с вами сейчас присутствуем).

Возможно, все это просто тогда совпало? Не исключаю, что сведение воедино всех названных явлений — суть мои домыслы, основанные на личном восприятии начала 1990-х. Но год 1991-й был роковым для Российской истории — последний год советской эпохи. Заканчивалась великая эра советского кино, начинались другие времена…

Возможно, героический пафос этической философии Сократа казался созвучным провозглашенному тогдашним руководством СССР курсу на построение «социализма с человеческим лицом»? Всходили первые ростки российской «демократии» с героями новой эпохи и жертвами эпохи уходящей, новыми установками и переоценкой ценностей. Ставший крылатым слоган того времени «Перестройка–гласность–демократия», и история о пресловутой афинской демократии, двадцать четыре века назад законным способом расправившаяся с неудобным гражданином, оказалась злободневной.

Крушение СССР, к которому привела горбачевская «перестройка» в начале 90-х гг. прошлого века, представлялось близким тому положению Афин в конце V века до н. э., когда величественный град Паллады, до этого на протяжении 70 с лишним лет державший в узде союзные греческие города-государства, входившие в Первый Афинский морской союз, был захвачен и раздавлен Спартой. Тогда по требованию победителей были разрушены Длинные Стены Афин, распущен союз, который они возглавляли, а в самом полисе был установлен олигархический режим «Тридцати». Ситуация поражения и унижения Афин и Советского Союза кажется (во всяком случае, теперь, спустя четверть века) в чем-то аналогичной.

С поражения Афин в 27-летней войне в 404 г. до н. э. начинаются события в фильме. Виновниками этого обвинители Сократа представляют мудрецов, велеречивых «диссидентов» древних Афин, полиса, который возомнил себя «школой Эллады» и диктовал условия подчиненным союзникам. Ликон упрекает Сократа в том, что тот повинен в поражении афинян в войне: «Эта игра в вопросы и ответы поставила нас, греков, на колени». С этим созвучны слова другого обвинителя Сократа, Анита, когда он принимает решение подать иск на философа: «Двадцать шесть лет Спарта не могла нас победить и никогда бы не победила, если бы не наши афинские мудрецы, если бы не Сократ».

«Сегодня мой день! Я ждал его всю жизнь!» — начинает в картине свою защитную речь обреченный философ. Главные сократовские темы в философии и в искусстве — суд над Сократом и смерть философа. И то верно, ведь именно смерть Сократа сделала философа бессмертным. Суд и смерть — как гражданский и человеческий подвиг Сократа, его звездный час и его жертвоприношение.

В картине В. Ф. Соколова поднимаются «вечные» в мировом искусстве темы: философ и власть, праведный герой-одиночка и безликая толпа, жизнь, смерть и предательство. В начале 1990-х гг. новая власть диктовала свои правила игры в «демократию», и антидемократическая позиция Сократа с его неприятием наделенного властью «многоголового тирана» демоса была предостережением в этой суровой и опасной игре.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ