Движение в покое: Тема самообращенности ума в Enn. V.3 и в «Слове на Житие прп. Петра Афонского» Григория Паламы*
Григорий Палама в своем самом раннем сочинении «Слово на Житие прп. Петра Афонского» использует терминологию и логические ходы, заимствованные из одного из трактатов Плотина (En. V.3), посвященного природе Ума. При этом соответствующие «неоплатонические» фрагменты «Слова», при ближайшем рассмотрении, содержат критику плотиновского учения об уме, а также построений современных Григорию Паламе богословов, опирающихся на это учение.
Григорий Палама, Плотин, неоплатонизм, Ум, исихазм
*Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 19-011-00952, «Учение Григория Паламы как философская система: историко-философский анализ»