НАЗАД
К СОДЕРЖАНИЮ
АННА СЕРГЕЕВНА КУЗНЕЦОВА
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГАРМОНИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
ВВЕДЕНИЕ
Термин «гармония» встречается в текстах «Илиады» и «Одиссеи»
Гомера, созданных на основе преданий крито-микенской эпохи. Других
текстов с harmonie до времени появления первых философских учений
в Древней Греции мне не известно, если не считать имени Гармония,
то есть имени дочери Ареса и Афродиты, встречающемся в списке
богов.
Но именно в ранней греческой философии это слово начинает
достаточно часто употребляться в самых разных контекстах и
значениях, в том числе и социально политических. Об этом пишет в
своей книге «Происхождение древнегреческой мысли» Ж.-П. Вернан –
известный специалист в области сравнительного изучения древних
религий и в области истории Древней Греции. «Становление полиса
означает не только ряд экономических и политических
преобразований, но включает в себя также следующие факторы:
изменение образа мышления, открытие другого интеллектуального
горизонта, выработку нового социального пространства с центром на
городской площади. Оно означает далее полную открытость как в
отношении проявлений общественной, так и духовной жизни,
излагаемых отныне в письменной форме для сведения всех граждан
(если речь идет о законах и декретах) и доступных критике или
борьбе мнений (когда речь идет об индивидуальных творениях);
замену старых иерархических отношений господства и подчинения
новым типам общественных связей, основанных на симметрии и
взаимности отношений между «подобными» и «равными» гражданами;
отказ от традиции, которая больше не считается незыблемой и
почитаемой»[1].
Указанные социальные перемены и связанные с ними изменения в
стиле мышления являются для нас отправным пунктом в исследовании
темы гармонии в учениях древних греческих философов, людей,
которые, возвышаясь над повседневностью, выстраивают свои картины
мира и пытаются вписать в них окружающую действительность. Можно
смело утверждать, что и в современном мире и в сознании
современного человека мысли о гармонии играют немаловажную роль. В
Древней Греции в момент формирования полисной системы социальные и
экономические отношения не были устойчивыми и спокойными. В
рассуждениях философов, которые начали осуществлять рефлексию на
тему гармонии, говорилось о том, как возможен порядок,
предлагались варианты гармоничного устройства Вселенной. Эти
варианты проецировались на земную жизнь, говорилось о едином
законе, в соответствии с которым все и устроено.
Поскольку новый тип общественных связей был основан на
симметрии и взаимности отношений, то он и получил отражение в
сознании в виде мыслей о гармонии. Но насколько близки значения
слов «симметрия» и «гармония»? Что есть гармония? Такие вопросы
неизбежно возникают при первом же приближении к нашей теме. Слово
«гармония» встречается в самых разных аспектах, начиная с
музыкального, заканчивая этическим. В связи с этим естественным
выглядит желание систематически изложить возможные варианты
представлений о гармонии.
Объектом изучения в данной работе является понятие
гармонии. Однако оно имело массу интерпретаций у разных мыслителей
во все времена (не исключая настоящего), изложение которых выходит
за рамки данного исследования. Поэтому предлагается ограничить
область рассмотрения данного понятия античной философией, точнее
даже теми авторами, в произведениях которых «гармония» встречается
в более явном виде. Таковыми являются Гераклит Эфесский, Эмпедокл,
Демокрит и вся пифагорейская традиция, включая и тех философов,
которые прямо к ней не принадлежат, но испытали сильное влияние со
стороны пифагорейцев (например, платоновская школа и стоики).
Таким образом, предметом исследования выступает
представление о гармонии в философских учениях указанных
мыслителей.
Цель работы – составить как можно более полную картину
представлений о гармонии в учениях разных греческих философов.
Достижение цели работы можно осуществить на основе решения
следующих задач:
- определить этимологию слов «гармония», «симметрия»,
«пропорция», «логос» и показать разницу или сходство их
значений. Осуществление этой задачи задаст некоторые направления
работы;
- рассмотреть варианты понимания гармонии у Гераклита и
Эмпедокла;
- попытаться представить этическое учение Демокрита в связи с
гармонией;
- выделить возможные роли гармонии в философии пифагорейцев от
зарождения до Академии;
- проследить пифагорейские влияния в учениях некоторых
философов после Академии;
- исследовать представление о гармонии у
неопифагорейцев;
Основным источником в подборе материала по данной теме являются
Фрагменты ранних греческих философов под редакцией
А. В. Лебедева. Кроме того, использовалась разная
комментаторская литература. Так реконструкция взглядов Гераклита и
Эмпедокла была осуществлена при помощи работ
И. Д. Рожанского и А. Н. Чанышева, в которых
имеется подробный разбор и интерпретации необходимых для нас
фрагментов. Большое исследование по древним пифагорейцам и истории
античной науки осуществил Л. Я. Жмудь. Истории
математики в Древнем Египте, Вавилоне и Греции посвятил свою
работу современный историк науки Б. Л. Ван дер Варден. В
приложении его книги «Пробуждающаяся наука» помещена статья
«Пифагорейское учение о гармонии». А. Ф. Лосев обратил
свое внимание на эстетическое рассмотрение гармонии у разных
авторов.
Главным исследованием по истории платоновской академии и многим
векам после нее являются две книги Дж. Диллона «Наследники
Платона» и «Средние платоники». Кроме того, эти исследования,
пожалуй, единственные, в которых представлены важные сведения по
истории пифагореизма в период поздней античности. В основательной
диссертация Доминика О’Меары, посвященной пифагореизму в поздней
античности и в византийской философии, нашему периоду так же
посвящена отдельная глава[2].
Метод исследования можно определить как
сравнительно-исторический. На основании критического анализа
дошедших до нас текстов (в основном фрагментов из сочинений
древних авторов, сохранившихся в работах Аристотеля, его
последователей и затем философов и историков поздней античности) в
работе проводится реконструкция представлений о гармонии в
античности.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Материал
излагается в хронологическом порядке. Таким образом, первая глава
включает в себя исследование представлений о гармонии у Гераклита,
Эмпедокла, Демокрита и ранних пифагорейцев. Вторая начинается с
исследования влияний пифагорейских идей на платонизм и
продолжается изучением возрожденного пифагореизма и пифагореизма в
период поздней античности.
Такое разграничение в отношении пифагорейцев связано с тем, что
примерно в конце V века до н.э. прекращает существовать
пифагорейский союз, акусматическая традиция. Уже никто не мог
назвать себя пифагорейцем по принадлежности к союзу. В истории
философии это направление больше никогда не было представлено
институционально. Однако продолжали существовать отдельные
личности, которые называли себя пифагорейцами, при этом, конечно,
испытывая сильные влияния со стороны разных философских школ, и
сами оказывая на них влияние. Пифагореизм до Академии и после
сильно различается. Это можно увидеть даже на примере данного
исследования по гармонии.
Неоплатоническое учение о гармонии, несомненно, заслуживает
специального рассмотрения[3],
однако выходит за рамки данной работы. Я не сочла возможным также
сколь либо подробно останавливаться на пифагорейских элементах в
философии таких авторов, как Филон Александрийский, а также
герметических, гностических и раннехристианских адаптациях
пифагорейского учения о гармонии[4].
Основной целью работы было и остается исследование ранних учений,
легших в основание всех последующих импликаций. За рамками данной
работы осталась и судьба пифагорейского учения о гармонии в
последующей европейской традиции, которая также достаточно
интересна[5].
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Ж.-П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988, с. 14. назад
[2] O'Meara, Domennic J. Pythagoras Revived: Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxford, University Press, 1989. назад
[3] См. O'Meara D. Pythagoras Revived. назад
[4] См. например, Афонасин Е.В. "Гносеология Климента Александрийского и греческая философия". - Климент Александрийский. Строматы. СПб., 2003, т. 1, с. 504-542 (прежде всего, раздел "Климент, пифагорейская традиция и гностицизм", с. 504 сл.) и Афонасин Е.В. Античный гностицизм. СПб., 2002, с. 79 сл. (раздел "Пифагорейская традиция и гностики"). назад
[5] Touches of Sweet Harmony. Pythagorean Cosmology and Renaissance Poetics by S. K. Heninger, Jr. San Marino, California, 1974. назад
НАЗАД
К СОДЕРЖАНИЮ