Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

АННА СЕРГЕЕВНА КУЗНЕЦОВА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГАРМОНИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ

Термин «гармония» встречается в текстах «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, созданных на основе преданий крито-микенской эпохи. Других текстов с harmonie до времени появления первых философских учений в Древней Греции мне не известно, если не считать имени Гармония, то есть имени дочери Ареса и Афродиты, встречающемся в списке богов.

Но именно в ранней греческой философии это слово начинает достаточно часто употребляться в самых разных контекстах и значениях, в том числе и социально политических. Об этом пишет в своей книге «Происхождение древнегреческой мысли» Ж.-П. Вернан – известный специалист в области сравнительного изучения древних религий и в области истории Древней Греции. «Становление полиса означает не только ряд экономических и политических преобразований, но включает в себя также следующие факторы: изменение образа мышления, открытие другого интеллектуального горизонта, выработку нового социального пространства с центром на городской площади. Оно означает далее полную открытость как в отношении проявлений общественной, так и духовной жизни, излагаемых отныне в письменной форме для сведения всех граждан (если речь идет о законах и декретах) и доступных критике или борьбе мнений (когда речь идет об индивидуальных творениях); замену старых иерархических отношений господства и подчинения новым типам общественных связей, основанных на симметрии и взаимности отношений между «подобными» и «равными» гражданами; отказ от традиции, которая больше не считается незыблемой и почитаемой»[1].

Указанные социальные перемены и связанные с ними изменения в стиле мышления являются для нас отправным пунктом в исследовании темы гармонии в учениях древних греческих философов, людей, которые, возвышаясь над повседневностью, выстраивают свои картины мира и пытаются вписать в них окружающую действительность. Можно смело утверждать, что и в современном мире и в сознании современного человека мысли о гармонии играют немаловажную роль. В Древней Греции в момент формирования полисной системы социальные и экономические отношения не были устойчивыми и спокойными. В рассуждениях философов, которые начали осуществлять рефлексию на тему гармонии, говорилось о том, как возможен порядок, предлагались варианты гармоничного устройства Вселенной. Эти варианты проецировались на земную жизнь, говорилось о едином законе, в соответствии с которым все и устроено.

Поскольку новый тип общественных связей был основан на симметрии и взаимности отношений, то он и получил отражение в сознании в виде мыслей о гармонии. Но насколько близки значения слов «симметрия» и «гармония»? Что есть гармония? Такие вопросы неизбежно возникают при первом же приближении к нашей теме. Слово «гармония» встречается в самых разных аспектах, начиная с музыкального, заканчивая этическим. В связи с этим естественным выглядит желание систематически изложить возможные варианты представлений о гармонии.

Объектом изучения в данной работе является понятие гармонии. Однако оно имело массу интерпретаций у разных мыслителей во все времена (не исключая настоящего), изложение которых выходит за рамки данного исследования. Поэтому предлагается ограничить область рассмотрения данного понятия античной философией, точнее даже теми авторами, в произведениях которых «гармония» встречается в более явном виде. Таковыми являются Гераклит Эфесский, Эмпедокл, Демокрит и вся пифагорейская традиция, включая и тех философов, которые прямо к ней не принадлежат, но испытали сильное влияние со стороны пифагорейцев (например, платоновская школа и стоики). Таким образом, предметом исследования выступает представление о гармонии в философских учениях указанных мыслителей.

Цель работы – составить как можно более полную картину представлений о гармонии в учениях разных греческих философов.

Достижение цели работы можно осуществить на основе решения следующих задач:

  • определить этимологию слов «гармония», «симметрия», «пропорция», «логос» и показать разницу или сходство их значений. Осуществление этой задачи задаст некоторые направления работы;
  • рассмотреть варианты понимания гармонии у Гераклита и Эмпедокла;
  • попытаться представить этическое учение Демокрита в связи с гармонией;
  • выделить возможные роли гармонии в философии пифагорейцев от зарождения до Академии;
  • проследить пифагорейские влияния в учениях некоторых философов после Академии;
  • исследовать представление о гармонии у неопифагорейцев;

Основным источником в подборе материала по данной теме являются Фрагменты ранних греческих философов под редакцией А. В. Лебедева. Кроме того, использовалась разная комментаторская литература. Так реконструкция взглядов Гераклита и Эмпедокла была осуществлена при помощи работ И. Д. Рожанского и А. Н. Чанышева, в которых имеется подробный разбор и интерпретации необходимых для нас фрагментов. Большое исследование по древним пифагорейцам и истории античной науки осуществил Л. Я. Жмудь. Истории математики в Древнем Египте, Вавилоне и Греции посвятил свою работу современный историк науки Б. Л. Ван дер Варден. В приложении его книги «Пробуждающаяся наука» помещена статья «Пифагорейское учение о гармонии». А. Ф. Лосев обратил свое внимание на эстетическое рассмотрение гармонии у разных авторов.

Главным исследованием по истории платоновской академии и многим векам после нее являются две книги Дж. Диллона «Наследники Платона» и «Средние платоники». Кроме того, эти исследования, пожалуй, единственные, в которых представлены важные сведения по истории пифагореизма в период поздней античности. В основательной диссертация Доминика О’Меары, посвященной пифагореизму в поздней античности и в византийской философии, нашему периоду так же посвящена отдельная глава[2].

Метод исследования можно определить как сравнительно-исторический. На основании критического анализа дошедших до нас текстов (в основном фрагментов из сочинений древних авторов, сохранившихся в работах Аристотеля, его последователей и затем философов и историков поздней античности) в работе проводится реконструкция представлений о гармонии в античности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Материал излагается в хронологическом порядке. Таким образом, первая глава включает в себя исследование представлений о гармонии у Гераклита, Эмпедокла, Демокрита и ранних пифагорейцев. Вторая начинается с исследования влияний пифагорейских идей на платонизм и продолжается изучением возрожденного пифагореизма и пифагореизма в период поздней античности.

Такое разграничение в отношении пифагорейцев связано с тем, что примерно в конце V века до н.э. прекращает существовать пифагорейский союз, акусматическая традиция. Уже никто не мог назвать себя пифагорейцем по принадлежности к союзу. В истории философии это направление больше никогда не было представлено институционально. Однако продолжали существовать отдельные личности, которые называли себя пифагорейцами, при этом, конечно, испытывая сильные влияния со стороны разных философских школ, и сами оказывая на них влияние. Пифагореизм до Академии и после сильно различается. Это можно увидеть даже на примере данного исследования по гармонии.

Неоплатоническое учение о гармонии, несомненно, заслуживает специального рассмотрения[3], однако выходит за рамки данной работы. Я не сочла возможным также сколь либо подробно останавливаться на пифагорейских элементах в философии таких авторов, как Филон Александрийский, а также герметических, гностических и раннехристианских адаптациях пифагорейского учения о гармонии[4]. Основной целью работы было и остается исследование ранних учений, легших в основание всех последующих импликаций. За рамками данной работы осталась и судьба пифагорейского учения о гармонии в последующей европейской традиции, которая также достаточно интересна[5].


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Ж.-П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988, с. 14. назад

[2] O'Meara, Domennic J. Pythagoras Revived: Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxford, University Press, 1989. назад

[3] См. O'Meara D. Pythagoras Revived. назад

[4] См. например, Афонасин Е.В. "Гносеология Климента Александрийского и греческая философия". - Климент Александрийский. Строматы. СПб., 2003, т. 1, с. 504-542 (прежде всего, раздел "Климент, пифагорейская традиция и гностицизм", с. 504 сл.) и Афонасин Е.В. Античный гностицизм. СПб., 2002, с. 79 сл. (раздел "Пифагорейская традиция и гностики"). назад

[5] Touches of Sweet Harmony. Pythagorean Cosmology and Renaissance Poetics by S. K. Heninger, Jr. San Marino, California, 1974. назад

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ