Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ

ПУБЛИКАЦИИ УЧАСТНИКОВ ПЛАТОНОВСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА


 Смагин Ю.Е.

Б. Мандевиль о природе аффектов

 

В новоевропейской философии XVII-го века учение об аффектах получило серьезную и тщательную разработку в систематизированном рассмотрении природы страстей в философии Т.Гоббса и Б.Спинозы. Бернард Мандевиль (1670-1733) был их последователем и считал аффекты сущностью человека. Подобно взглядам Спинозы он рассматривал аффекты (affectus – страсть, душевное волнение) как такие состояния тел, которые или усиливают, или, наоборот, ослабляют способности тела к действию и управляют им независимо от желания человека. Необходимо отметить, что именно в природе аффектов Мандевиль рассматривал характер неизменности самой природы человека, а также условий жизнедеятельности людей. В своих комментариях к «Возроптавшему улью» Мандевиль дает характеристику многим человеческим аффектам. Это – стыд, гнев, страх, гордость, зависть, любовь, ревность, надежда, жалость, испуг и др. Он тщательно изучает данные аффекты человека, даёт им определения, обозначает симптомы и приводит всевозможные примеры.

По его мысли все аффекты непосредственно или же опосредовано, а это заложено самой природой, содействуют самосохранению человека, при этом конечной целью является человеческий эгоцентризм, или «себялюбие». Для заботы о себе, в представлении Мандевиля, в самом человеке заложены механизмы, называемые желаниями, т.е. либо они понуждают человека стремиться к тому, что предоставит ему определённое удовольствие, либо избежать того, что, наоборот, может вызвать неудовольствие. Поэт-философ показывает каким образом происходит взаимодействие аффектов друг с другом, как более сильный аффект подавляет менее сильный, и опять же с целью «удовлетворить» человеческий эгоизм. В представлении Мандевиля человек словно бы соткан из противоречий аффектной природы, а потому необходимо обозначить аффекты, которые в своей совокупности составляют сложные. Особое внимание уделяется рассмотрению как сложные аффекты «разлагаются» на составные части и утверждается, что весьма трудно понять причину, или же побудительный мотив поступков, которые проявляются в результате взаимодействия аффектов.

Важное значение в его концепции аффективной природы человека имеют такие понятия, как «благовоспитанность» и «добродетель». Первое полагает некую скрытность собственных аффектов, преимущественно гордость и себялюбие. И всё это для того, чтобы полнее удовлетворить проявления этих аффектов. Иными словами, воспитанный человек в незначительной степени подавляя аффект того, что в обществе считается следствием гордости, в конце концов, получает его полное удовлетворение. Если бы такие аффекты, как тщеславие или вожделение проявлялись открыто в своём естественном состоянии, тогда бы они оказывали самое негативное и разрушительное воздействие на общество. Но хорошее воспитание даёт возможность скрыть эти аффекты, т.е. делает их приемлемыми для людей и при этом не лишает их наслаждений, получаемых от их удовлетворения. Второе понятие – добродетель – прежде всего, связано с подавлением аффектов. Однако это выражается не с подавлением одного аффекта другим, а с преодолением аффектов в стремлении делать благо другим людям и приносить добро. Тем не менее данное устремление основывается на таких аффектах как стыд и гордость; именно в них Мандевиль видит начало многих добродетелей. Стыд проявляется в чувстве собственной недостойности. В этом состоянии человек падает духом и страстно желает быть словно бы невидимым. Но, удовлетворив своё тщеславие, он в гордости торжествует. И здесь человек уже в другом состоянии: бодрость духа и стремление, чтобы весь мир мог видеть и «понимать» его.

Изучение природы аффектов было направлено на создание системной и целостной теории психической жизни человека. Основное в данном учении – это выявление значения и роли аффектов в социальной жизни людей. Для того, чтобы сделать общество преуспевающим и могущественным необходимо «воздействовать» на аффекты людей. При условии если такого не происходит, тогда общество пребывает в неразвитом и плачевном состоянии. Но когда происходит данное воздействие на аффекты людей, тогда общество находится в благостном и процветающем состоянии.

Если классическому идеалу благоразумия соответствовало настоятельное требование «борьбы» с аффектами как негативными проявлениями в человеческой природе и на призыве в умеренности их проявлений (Аристотель, стоики); если в Средние века христианская аскеза была направлена на подавление аффектов, поскольку их проявления ослабляют понимание греховности; тогда лишь в эпоху Возрождения и Нового времени были открыты и показаны положительные стороны аффектов. Утверждалось, что без проявлений сильных аффектов невозможно творческого начала человеческой природы.

Мандевиль утверждает, как это и не парадоксально звучит, и это его основной тезис, не лучшие и положительные качества определяют человека как общественное существо, а наоборот, самые низменные пороки и побуждения делают людей благосостоятельными, а общество – богатым, процветающим и могущественным. «Пороки частных лиц – блага для общества».

  


© Платоновское общество, 2012 г.
НАЗАД К СПИСКУ ПУБЛИКАЦИЙ