Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

предисловие

22 мая 1973 г. в Институте философии АН СССР состоялась юбилейная сессия ученых советов Института философии, философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Научного совета АН СССР по истории общественной мысли, посвященная знаменательной дате — 2400-летию со дня рождения великого древнегреческого философа Платона. Перед собравшимися членами ученых советов, представителями научной общественности Москвы, переполнившими актовый зал Института философии, с кратким вступительным словом выступил заместитель директора Института философии доктор философских наук С. Ф. Одуев. На юбилейной сессии были заслушаны доклады доктора философских наук Φ. X. Кессиди «Изучение философии Платона в СССР», доктора филологических наук А. Ф. Лосева «Мировое значение философии Платона», а также выступления доктора философских наук В. В. Соколова, кандидата физических наук И. Д. Рожанского и кандидата филологических наук С. С. Аверинцева. Предлагаемый вниманию читателей сборник статей «Платон и его эпоха» посвящен этому юбилею Платона — 2400-летию со дня его рождения.

До недавнего времени не было принято отмечать даты, связанные с именами выдающихся творческих деятелей прошлого, от которых нас отделяют тысячелетия. Ныне такие юбилеи входят в традицию. Примечательно, что эта традиция складывается в век научно-технической революции и космических полетов. Она свидетельствует о развитии исторического мышления современного поколения, об осознании им своей «включенности» в единый процесс мировой истории, о тесной связи времен и поколений.

Интерес к изучению античного мира, не ослабевавший на протяжении всех прошлых веков, в настоящее время весьма возрос. Особенно это касается античной философии в целом и учения Платона в частности. Платон всегда современен. Поставленные им некоторые кардинальные вон-

3


росы не только не утратили своей актуальности, но и приобрели особую остроту.

Наиболее вероятно, что Платон родился в 427 г. до н. э. (некоторые же исследователи уточняют даже месяц его рождения и полагают, что он родился в мае указанного года). Платон был коренным афинянином весьма знатного происхождения. По отцу, Аристону, его род восходил к царю Кодру, а по матери, Периктионе,— к родственникам Солона. Говорят, что действительное имя Платона — Аристокл, данное ему в честь деда, «Платон» же — прозвище, означающее «широкоплечий» или «человек с широким лбом».

Имеются сведения, что Платон в ранней молодости увлекался поэзией, музыкой и живописью, преуспевал в гимнастике, принимал участие в Истмийских и Пифийских играх и награждался лавровыми венками.

Первоначально Платон учился философии у Кратила. В 20-летнем возрасте он знакомится с Сократом и становится его горячим приверженцем. После смерти Сократа (399 г. до н. э.) он уезжает в Мегару. Согласно сообщениям древних авторов, Платон, покинув Афины, странствовал в течение двух десятков лет: он посетил Египет и Кирену, путешествовал по Южной Италии и Сицилии, где общался с пифагорийцами. Вернувшись на родину около 387 г. до н. э., в 40-летнем возрасте, Платон основал в роще мифологического героя Академа философскую школу, которая впоследствии получила название Академии. Он умер в Афинах в 347 г. до н. э. в возрасте 80 лет. Литературная деятельность Платона продолжалась в течение полувека, и до нас дошли почти все его произведения, которых насчитывается свыше 30.

Авторитет Платона в эпоху поздней античности, в средние века и на протяжении всех последующих периодов новоевропейской истории был огромным. Его имя прошло сквозь века и тысячелетия: он был одинаково влиятелен и в своей правоте, и в своих заблуждениях. Платон явился родоначальником объективного идеализма — одного из основных направлений в философии. Его многогранное творчество, однако, выходит за пределы созданного им идеалистического учения. Вот почему при оценке философии Платона необходимо руководствоваться высказыванием В. И. Ленина о том, что «философский идеализм есть только чепуха с точки зрения материализма грубого,

4


простого, метафизичного. Наоборот, с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное, überschwengliches (Dietzgen) развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный»1.

Платон выявил громадное значение логических определений, понятий и категорий в познании, их роль в философском и научном мышлении, их необходимость в исследовании вопросов о происхождении общества и государства, в анализе правовых и нравственных норм, в решении этических, эстетических и иных проблем. Поскольку всякое понятие есть отвлечение, абстрагирование, то, как показал В. И. Ленин, образование понятий таит в себе возможность идеализма, т. е. возможность их превращения в самостоятельные сущности и противопоставления их материальному миру вещей, отражением свойств и отношений которых они являются.

Платон — философ понятий. Он первым из мыслителей осознал роль понятия как абстракции и открыл понятийную природу мышления, отличную от чувственного восприятия. На пути установления противоположности понятийного мышления как сферы идеального и чувственной действительности как сферы материального и выяснения диалектики (противоречивого единства) этих двух сфер действительности Платон склонялся к абсолютизации идеального, к гипостазированию понятий. Эти понятия, представленные в качестве идеальных образцов, или смысловых моделей и умопостигаемых сущностей вещей, составляют, по Платону мир «идей».

Платоновская тенденция к абсолютизации идей и метафизическому противопоставлению родовых понятий миру вещей, а также его оценка роли «идей» в качестве формирующих принципов вещей вполне объяснима, ибо общеизвестно, что в философии, как и в других областях творческой деятельности, открытие нового нередко сопровождалось преувеличенным представлением о нем, его роли и значении в познании и самой жизни. В дальнейшем преувеличения такого рода критиковались и смягчались. Да и сам Платон в сущности подверг основательной критике свою теорию абстрактных и неподвижных идей в


1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.

5


своих диалогах «Парменид» и «Софист», а вслед за ним это сделал выдающийся ученик Платона — Аристотель 2. Не говоря уже о сложном и противоречивом характере учения Платона, его критика теорий идей свидетельствует как о его колебаниях в вопросе об отношении мира вещей к миру идей, так и том, что эта его теория не оставалась неизменной на протяжении полувекового периода творчества философа.

Платону принадлежит большое место в истории диалектики. В ряде диалогов («Софист», «Парменид», «Филеб» и др.) он виртуозно исследовал диалектику бытия и небытия, тождественного и иного, единого и многого, пребывающего и подвижного. А диалектика понятий и категорий, антиномичность диалектического познания и мышления были раскрыты в диалогах «Парменид» и «Софист». Идеалистическая диалектика Платона подготовила идеалистическую диалектику Гегеля. По словам В. И. Ленина, «Гегель развивает диалектику Платона» 3.

Считая истинным бытием мир «идей», Платон никогда не порывал с земным бытием: мир умопостигаемых идей никогда не заглушал для него звуков земли. Творец мира идей никогда не был, таким образом, отрешенным мыслителем, пассивным созерцателем происходящего, но всегда был и оставался активной личностью, исполненной веры в возможность преобразования всей общественной и государственной жизни.

Как утопист и мечтатель Платон был уверен в возможности осуществления своих социально-политических построений, что и заставило его, как известно, посетить сицилийских тиранов в надежде на реализацию своего проекта «идеального» государства. Платон верил в силу идей и идеалов в человеческой жизни и стремился формировать образ жизни и человеческие отношения сообразно им.


2 О платоновской самокритике учения об идеях и предвосхищении Платоном аристотелевской критики см.: Асмус В. Ф. Платон. М., 1969, с. 115–125, 220–221; см. также комментарии A. Ф. Лосева к сочинениям Платона (Платон, т. 2. М., 1970, с. 592–593). Не исключено, что Аристотель, заимствуя аргументы критики теории идей у Платона, имел в виду общую тенденцию к отделению и обособлению «идеи» от вещей. По словам B. И. Ленина, «критика Аристотелем "идей" Платона есть критика идеализма как идеализма вообще» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 255).
3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 293,

6


Идеализм Платона, как и его утопия, были обусловлены всем социально-историческим и культурным развитием Древней Греции и прежде всего кризисом афинской демократии и всей полисной системы как формы общественной и государственной жизни древних греков.

Во времена Платона борьба между демосом и аристократией в Афинах и других греческих полисах все более обострялась. Тенденцию к поляризации общества на богатых и бедных, невольным свидетелем которой явился Платон, философ охарактеризовал как существование в одном государстве двух — государства «бедных» и государства «богатых». Итоги Пелопоннесской войны — крушение Афинской державы, разложение афинской демократии и общеполитический упадок всей Эллады — также не могли не сказаться на творчестве Платона. Чутко реагируя на ход событий и глубоко переживая социальные потрясения и коллизии своей эпохи, он стремился найти выход из этого кризиса, охватившего весь греческий мир. Этим в значительной степени объясняется присущее Платону и его мировоззрению сочетание пессимизма и оптимизма. Оглядываясь на великое прошлое своей родины, Платон искал в нем идеалы и строил на их основе схемы будущего общественного устройства, свободного от недугов его эпохи.

В личности и творчестве Платона совмещаются черты мечтателя и политика, умозрительного философа и заинтересованного идеолога аристократии, убежденного противника афинской демократии, сложившейся в период его жизни и деятельности. Платон — одна из сложных и противоречивых фигур в истории европейской философии и всей мировой культуры: он — идеалист и моралист, творец «идеального» государства и родоначальник позднейших социальных утопий; он — философ и писатель, тонкий диалектик, несравненный стилист и эстетик. Платон, творчество которого оставило неизгладимый след во всей последующей европейской теоретической мысли и вообще в мировой духовной культуре, навсегда остался в памяти человечества. Творчество великого мыслителя ныне, как и прежде, является ареной борьбы идеологий и вместе с тем — сферой философских изысканий и воспитания теоретического мышления, поисковым полем литературы и искусства, духовной культуры в целом.

Хотя Платон был и остается идейным противником материализма, однако, по словам В. И. Ленина, «умный иде-

7


ализм ближе к умному материализму, чем глупый материализм»4. И потому «умный идеализм» Платона не только не служит помехой на пути глубокого изучения его богатого философского наследия, но, напротив, предполагает такое изучение.

Творчество Платона многогранно и неисчерпаемо. Предлагаемый вниманию читателей сборник охватывает ряд проблем, связанных с разными аспектами учения Платона и его литературного наследия. В разнообразной тематике сборника устанавливаются социально-исторические корни платоновского идеализма и его специфика, рассматриваются вопросы об утопии Платона, о роли мифа в его философии, о критике Платоном мифопоэтического мышления и неоплатонизм.

В сборнике исследуются также малоразработанные проблемы философского мировоззрения Платона и отношения последнего к естествознанию и точным наукам; в частности, рассматриваются вопросы обоснования Платоном научного знания, разработки теории числа как «идеального объекта» и трактовки гипотезы Платона о правильных многогранниках как основных структурных элементах материального мира в свете современной физики. Некоторые аспекты социально-политических воззрений Платона даются в связи с его теорией обоснования полиса и проектом функционирования должностных лиц в идеальном государстве.

В работе уделяется значительное внимание вопросу изучения философии Платона в русской идеалистической философии, в марксистской философии в СССР. В разделе, посвященном литературному наследию античного мыслителя, анализируются вопросы, связанные с древнеармянскими переводами его сочинений, переводами на русский язык таких платоновских терминов, как «докса», «логос» и «эйдос», а также предпринимается попытка выяснить смысловое содержание терминов «свет» и «темнота» в контексте философии Платона.

Настоящий сборник будет способствовать дальнейшему изучению наследия великого греческого мыслителя, с именем которого связан один из важнейших этапов античной теоретической мысли.


4 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 248.

8


назад к оглавлению