Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 1-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 37

В. Г. Рохмистров

ВКУС ДОБРОДЕТЕЛИ

Главная и величайшая мысль Аристотеля, запечатленная в "Никомаховой этике", состоит в следующем. Если только человек поймет, что лишь постоянное следование во всем уму способно привести к состоянию, когда ему нечего будет стыдиться в прошлом и бояться в будущем, т. е. к действительному, по мнению Стагирита, счастью, то он никогда уже более не пойдет против своей совести, а относясь также и к своим друзьям, будет иметь истинных друзей и т. д. Таким образом, стоит только понять этот главный принцип всякого своего действия в жизни, как все остальное автоматически приложится и - человек будет счастлив, поскольку будет обладать полным внутренним миром и согласием с самим собой.

И в этом смысле основная задача всякого воспитания сводится к тому, чтобы соответствующим образом реагируя на благородные и постыдные поступки, с детства приучать воспитанника стремиться к совершению добродетельных и избеганию недобродетельных поступков. И если ребенок и раз и другой вкусит ощущение торжества от своего добродетельного деяния, то он и в своей взрослой жизни будет стремится постоянно испытывать этот "вкус добродетели", единственно настоящее и полноценное ощущение счастья. Более того, " быть рассудительным, не будучи добродетельным, невозможно" (1144b)! (курсив наш. - В. Р.). Здесь заключена самая главная идея этики Аристотеля. Он считает, что правильное понимание неизбежно приводит к добродетельному образу жизни, и если человек не стремиться к добродетели, значит он недостаточно рассудителен и не в состоянии отличить действительного блага от мнимого.

Таким образом, Аристотель как бы отвечает Платону: для того чтобы стать добродетельным нужно и в самом деле немало потрудиться. Однако главный труд состоит в воспитании мужества (недаром он отводит рассмотрению этой добродетели вдвое больше места, нежели остальным), которое позволит никогда и ни в чем не поступать, руководствуясь чувством страха, а наоборот, поможет поступать, руководствуясь только разумом. И тогда вполне можно стать добродетельным. Трудность заключается лишь в одном - в обретении достаточного мужества всегда поступать согласно со своим разумом. По Аристотелю, истинно мудрый человек не может быть несчастным.


Рохмистров Владимир Геннадьевич - аспирант кафедры истории философии философского факультета СПбГУ

©СМУ, 2002 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ