Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 1-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 125

Д. В. Шмонин

"ПОРТУГАЛЬСКИЙ АРИСТОТЕЛЬ" ПЕДРО ДА ФОНСЕКА:
КОММЕНТАРИИ И ФИЛОСОФИЯ

В отличие от гуманистов, "открывших" (преимущественно для самих себя) античную философию в XV в., схоластика эпохи Ренессанса и Контрреформации не прерывала связи с античной мыслительной традицией. В первую очередь это относится к аристотелизму, который и в XVI столетии оставался фундаментом целостных представлений о мире, человеке и его познавательных способностях, нашедших свое выражение в учениях второй схоластики.[1]

Корпус аристотелевских текстов по метафизике, физике, логике, этике является, наряду с произведениями Аквината, главным объектом переводов и комментирования для доминиканских и иезуитских докторов XVI в. Философия Аристотеля остается основным источником формирования собственных систем и достойным поводом для обсуждения вопросов, рождаемых новой эпохой.

Наша цель - представление отечественному читателю философа, который при жизни получил весьма лестный титул: "португальский Аристотель". Речь идет о Педро да Фонсеке (Pedro da Fonseca, Petrus Fonseca, 1528-1599). Основные его сочинения относятся к области логики и метафизики. Фонсека являлся автором двух логических произведений: "Наставление по диалектике" ("Institutionum dialecticarum, Libri Octo", 1575) и "Философское введение" ("Isagoge philosophica", 1591), которые были весьма популярны как самые краткие и доступные вводные курсы по логике и, одновременно, как новые и оригинальные философские произведения.

Из произведений, принадлежавших перу Фонсеки, наибольшее распространение получило "Наставление". Научное и педагогическое значение этого труда было в полной мере признано в большинстве европейских университетов. О популярности трактата свидетельствуют его многократные переиздания в различных странах.[2] Что же касается иезуитских учебных заведений, то в них "Наставление" было узаконено в качестве официального учебного пособия, о чем прямо говорит педагогический устав ордена - "Ratio studiorum": "В течение первого года [профессор философии] объясняет логику на всем протяжении первого семестра, меньше используя диктовку, но в большей мере растолковывая наиболее важные пункты так, как они изложены Толедо и Фонсекой".[3]

Трактат по логике поражал современников не только изяществом латинского перевода "Органона", ясным, доступным изложением его логического содержания, но и комментариями, в которых использовался практически весь материал средневековой логики.[4] При этом "диалектика" Аристотеля представала не столько в "обновленном", сколько в "исправленном и дополненном" виде. Большое число ссылок на тексты Аристотеля[5] не должно обманывать читателя. Фонсека мыслит оригинально и независимо, отнюдь не следуя Аристотелю там, где имеет собственное мнение. Об этом свидетельствуют специальные исследования, в ходе которых постранично сравнивались соответствующие тексты "двух" Аристотелей - настоящего и "португальского".[6] И хотя в основном Фонсека следует порядку изложения логики в комментируемом тексте, по многим вопросам он идет гораздо дальше, формулируя правила там, где Аристотель ограничивался примерами, собирая в единое целое разрозненные суждения. Такой подход спустя несколько лет будет закреплен в педагогическом уставе иезуитов - "Ratio Studiorum": "В важных вопросах [профессор философии] не будет отклоняться от Аристотеля, за исключением того, когда будет касаться доктрины, противоречащей тому, что единодушно принято в школах, или противоречащей истине".[7]

Наиболее важным произведением Фонсеки с точки зрения метафизики является его "Комментарии к книгам Метафизики Аристотеля Стагирита",[8] составляющие четыре тома in quarto. Текст организован следующим образом. На протяжении всех четырех томов каждый разворот представляет собой билингву: слева на странице греческий текст, справа - латинский перевод. Текст Аристотеля дается по книгам и главам, по окончании каждой книги следует комментарий "посредством вопросов" (per modum quaestionis).[9] В комментарии, который также выдержан в схоластическом духе, собственно и выражается философская мысль Фонсеки. Выявить ее не просто. Фонсека движется медленно, преодолевая путь от частного вопроса в начале, через изложение в нескольких разделах (sectio) всевозможных мнений, к собственным утверждениям. По ходу дела проясняются значения терминов и понятий, приводятся подтверждения и опровержения высказываний самого Фонсеки. При этом, среди ссылок на авторитетные мнения, почетное место занимает Фома Аквинский. Именно таким путем вырабатывается в самом начале "Комментариев" точка зрения на предмет метафизики или первой философии. После того, как последовательно рассмотрены и отвергнуты мнения о том, что предметом метафизики является Бог, единичные вещи-субстанции, бытие, выражаемое в категориях, Фонсека высказывает суждение о том, что первый и адекватный предмет этой высшей науки есть бытие, общее для Бога и творений.[10]

Подобный строй мысли характерен для Фонсеки, когда тот излагает более детальное учение о бытии, аналогичности и однозначности бытия, о сущности и существовании, о формальном и объективном понятии бытия, о субстанции и акциденциях, о сущих разума и т. д.[11]

Заметим, что первый том "Комментария" вышел в свет в 1577 г., т. е. ровно на двадцать лет раньше, чем "Метафизические рассуждения" Франсиско Суареса (1548-1617), считающиеся наиболее глубоким философским произведением второй схоластики. Влияние метафизического сочинения Фонсеки на "Рассуждения" признается бесспорным. Но, на наш взгляд, важно уточнить, в чем именно проявлялось это влияние и какой характер оно имело. Литература,[12] которой мы можем воспользоваться, в основном свидетельствует о том, что "Комментарий" Фонсеки стал первым успешным экспериментом самостоятельного философствования, стиль, характер, ритм которого был успешно подхвачен и великолепно развит Суаресом. И хотя трактат Фонсеки уступает "Рассуждениям" в уровне систематизации тем и проблем, а также в "гармоничности" формы и содержания, "Комментарий" впервые соединяет основные вопросы метафизики, прежде разрозненные и излагаемые схоластическими авторами без определенного порядка, в единое целое.[13]

Завершая это краткое введение в философию Фонсеки, заметим, что "португальский Аристотель", наряду с другими представителями второй схоластики, сыграл важную роль в историко-философском процессе, обеспечив преемственность и сохранение традиции, оказавшей значительное влияние на новоевропейскую мысль.


Шмонин Дмитрий Викторович - канд. филос. наук, доцент СПб Технического университета (Горный институт)

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] О второй схоластике см.: Шмонин Д. В. 1) Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика // Verbum. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура XVI-XVII веков. СПб., 1999. С. 58-79; 2) Философии иезуитов, или Три крупицы золота в шлаке схоластики // Вопросы философии. 2002. 5. С. 141-152.

[2] "Institutionum Dialecticarum, libri VIII" за первые семьдесят лет (1564-1625) переиздавались более пятидесяти раз и были приняты в качестве учебного пособия в европейских странах, в Америке и даже на Дальнем Востоке (благодаря иезуитским миссиям). "Введение" ("Isagoge") выдержало в 1591-1625 гг. восемнадцать изданий.

[3] Fereira G. J. Pedro da Fonseca: Sixteenth Century Portuguese Philosopher // International Philosophical Quarterly. Vol. VI. N 4. 1966. December. P. 633.

[4] Фонсека прекрасно знал как античную, так и схоластическую логику, о чем свидетельствуют ссылки и имена в именном указателе.

[5] Фонсека ссылается на Аристотеля около 600 раз, в том числе делает более 450 ссылок на "Органон".

[6] Fereira G. J. Pedro da Fonseca: Sixteenth Century Portuguese Philosopher. P. 635. Nota 9.

[7] Fereira G. J. Ibid. P. 634. Необходимо заметить, что в некоторых случаях отход Фонсеки, вместе со всей схоластической логикой, от Аристотеля не означает движения вперед. Так, Фонсека смешивает логику и диалектику. Это понятия, о которых у самого Аристотеля говорится хотя и не вполне четко, но все же намечается понимание диалектики как способа исследования, прокладывающего путь к началам мышления (см.: Аристотель. Топика. Кн. 1. Гл. 3; Гл. 18. // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1978. С. 351, 371).

[8] Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani... In Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae Libros. En 4 vols. Coloniae, 1604.

[9] Этой традиции изменяют лишь комментарии на 13-ю и 14-ю книги, которые Фонсека не успел завершить.

[10] Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani... In Libro IV. 1.1.3. - Само по себе утверждение о том, что бытие является адекватным предметом метафизики, выглядит вполне естественно. Но понимание бытия как некоей общей природы для Бога и творений вызывает справедливые сомнения в ортодоксальной приверженности Фонсеки доктрине Фомы Аквинского.

[11] Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani... In Libro IV. 2-5.

[12] Кроме общих историко-философских работ, имеются специальные исследования, преимущественно это португальские и испанские: Carvalho J. Pedro da Fonseca, precursor de Su'arez na renovacao de Metafisica // Revista Filos'ofica. [Coimbra] 1951. N 2; Elorduy E. Influjo de Fonseca en Suarez // Revista Portuguesa de Filosofia. 1955. N 11; Iturrios J. Fuentes de la Metafisica de Su'arez // Pensamiento. 1948. N 4.

[13] Прямым свидетельством как влияния Фонсеки на Суареса, так и преемственности в философском творчестве двух крупнейших представителей второй схоластики, является "индекс цитирования". "Метафизические рассуждения" Суареса содержат более 100 цитат из "Комментария" Фонсеки. Причем в основном это не формальные ссылки, призванные показать эрудицию автора или "верность" авторитету. Большинство их носят принципиальный и содержательный характер.

©СМУ, 2002 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ