Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 1-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 146

В. А. Гуторов, Р. В. Светлов, А. В. Цыб

О НОВОМ ПРОЕКТЕ СОВЕТА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ СПбГУ
И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЛАТОНОВСКОГО ОБЩЕСТВА
"АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ" [*]

В рамках проекта "Универсум Платоновской мысли" сформирована исследовательская группа из философов, историков и политологов для разработки нового проекта, который мы и хотим представить на обсуждение.

Неоднократно предпринимались исследования, имеющие целью охватить основные темы, которые европейская политическая философия считает унаследованными от античности. В их число входят такие понятия, как "свобода", "идея гражданского коллектива", "концепция государства", "понимание власти" и т. д. Однако хотелось бы обратить внимание, что никогда реалии античной политической философии не рассматривались в фундаментальном антропологическом горизонте. Мы предлагаем подход, который позволит не только по-новому взглянуть на старый объект исследования, но и будет базироваться на изучении новых текстов и свидетельств.

К их числу следует отнести "естественные" работы, подобные "Истории животных" Аристотеля, "Естественной истории" Плиния Старшего, где человек становится мерилом, на основании которого происходит рассмотрение классов животных или повседневного окружения человека. Далее, следует добавить исторические сочинения греческих и римских авторов, содержащие материалы для анализа античных этнопсихологических представлений, трактаты по военному искусству, где политическая природа человека конвертируется в представление о наилучшей организации армии, являющейся выражением гражданского коллектива, и даже такие сочинения, как "Рассказы о животных" Элиана, в которых поведение и повадки животных описываются с точки зрения проявления в них некоторых человеческих черт: мы можем увидеть, что же для древнего грека действительно выступало человеческим.

Актуальность настоящего проекта вызывается не только новым подходом и степенью охвата материала, но и рядом других обстоятельств.

Во-первых, начало нового тысячелетия оказалось не просто условной временной границей, но становится порогом нового этапа в истории человеческой цивилизации. В связи с этим те базовые концепты, на которых строится мир (по крайней мере в своей европоцентристской модели), требуют нового рассмотрения - с привлечением выработанных к настоящему моменту антропологических, этнопсихологических и т.д. методов.

Во-вторых, подобное исследование строится на ином понимании античного текста. Он будет рассмотрен не в обычной "плоскостной" манере, основанной на новоевропейском представлении об авторстве, когда каждый памятник рассматривается с точки зрения своей уникальности - авторской, жанровой, исторической и т. д. Помещение памятника в контекст культуры или традиции, которое с XIX столетия стало признаком хорошего тона при работе с текстами, тем не менее имеет ограниченный и достаточно условный характер. Между тем античную словесность можно и нужно рассматривать как гипертекст, внутри которого выстраиваются совершенно иные системы внутренних цитаций, смысловые связи и традиции, чем те, к которым мы привыкли. В связи с этим становится понятно, что изучение античной политической философии должно происходить на значительно более широком контексте, чем это принято ныне.

В-третьих, подобный проект может быть реализован только как междисциплинарный, с привлечением как философов, политологов, так и историков и классических филологов. В целом он будет проходить в рамках уже наметившейся в науке устойчивой тенденции по смещению границ отдельных гуманитарных дисциплин, по формированию единого проблемного поля и активному внедрению новых методологических подходов.

Принципиально новым в данном исследовании, повторяем, является рассмотрение античной мысли с точки зрения ее антропной составляющей. Политическая мысль включена в размерность антропологического, что позволяет соотнести ее с различными сферами античной культуры и с разными проявлениями греческой и римской словесности. В итоге мы имеем не использовавшийся до настоящего момента подход, который позволит уяснить место политического в античных представлениях и соотнести его с антропологической картиной сущего в современной культуре. Вовлечение в круг рассмотрения текстов, не имеющих прямого отношения к философскому и политико-философскому дискурсу, позволяет показать условность стандартных новоевропейских схем, исходя из которых происходит структурирование античного наследия. Данное исследование имеет целью показать, что греко-римская "политическая мысль" была куда ближе к современным антроплогическим и этнопсихологическим программам, чем мы это обычно допускаем.


Владимир Александрович - докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой теории и философии политики философского факультета СПбГУ;

Роман Викторович - докт. филос. наук, проф. кафедры истории философии философского факультета СПбГУ;

Алексей Васильевич - канд. филос. наук, гл. специалист управления научных исследований СПбГУ

ПРИМЕЧАНИЯ

[*] Исследование осуществляется при финансовой поддержке Российского Гуманитарного научного фонда в рамках проекта "Античная философия политики", грант № 02-03-18187а (руководитель проекта докт. филос. наук, проф. В. А. Гуторов)

©СМУ, 2002 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ