Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 2-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 94

Д. А. Бабушкина

АНТИЧНАЯ ТРАДИЦИЯ "ЗАБОТЫ О СЕБЕ": ОБЪЕКТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(ПЛАТОН И ПЛОТИН)

Наследие античной философии актуально и в настоящее время. Платоновская традиция позволяет нам более корректно поставить проблему субъекта, очертить круг производных вопросов и прояснить основные понятия, с ними связанные. Ключевую роль в теме становления субъекта играет понятие "забота о себе" (epimeleia seautou). Первым этапом развития понятия Фуко считал сократовско-платоновский период, когда практика заботы о себе рассматривалась как познание самого себя (gnothi seauton). Дефиниция самопознания как познания особого рода требует определения объекта/субъекта и предполагает два вопроса: 1) что есть "самость", о которой должна осуществляться забота (самопознание прочитывается как становление собой); 2) что значит познавать себя (как происходит самопознание)? Фактически так Платон ставит в "Алкивиаде I" проблему "заботы о себе", и первое что требует определения - объект/субъект самопознания.

1. собой. Разыскание "самости" у Платона оборачивается указанием на "самое само" человека. Познание "самости" протекает по схеме через определение и отсечение всего того, что не является самостью человека. Такого рода редукция необходима как условие концентрации на самом себе. Ее результатом становится указание на сущность ("самость") человека. В самом общем смысле она определяется как то, чему нечто принадлежит, или то, что чем-то владеет. Самость человека, по Платону, - разумная, божественная часть души (133c), которая понимается не просто как "душа-сущность", но как "душа-субъект" (Фуко), управляющая/пользующаяся телом (129-130a). Помимо "самости" (129b) Платон различает "принадлежность", которой очерчивается круг вещей, относящихся к самости по принципу соответствия (128), и "имущество" как сферу случайного обладания (131c) - три рода вещей, искусство заботы о каждом из которых задается их сущностью.

Рассуждения Плотина о различии субстанции и качеств (II.6) позволяют рассмотреть заявленную Платоном проблему более детально и в несколько иных терминах. Возможно спроецировать границу между "самостью" и сферой собственного, проведенную Платоном, на границу между сущностью и привходящим и переформулировать вопрос о том, что есть я (как человек) (Платон), в вопрос, что есть такое сущее как человек. Здесь редукция - схема познания самости - имеет своим результатом определение: человек есть такое сущее, сущность (субстанциальное отличие) которого есть субъект (ср. VI.7). На основании трактата II.6 можно вывести схему перехода от чувственной конкретности к умопостигаемой, которая в перспективе поиска самости, прочитывается как путь к сущности. Различая два вида качеств - субстанциальное различие ("тамошнее", которое отличает одну сущность от другой) и акциденцию ("здешнее", сфера привходящего) (II.6) Плотин позволяет продолжить редукцию и определить, что есть сущность человека. Субстанциальное отличие можно назвать качеством вещи, акциденцию - Сущность определяется по собственному качеству, которое, в свою очередь, можно уточнить только если отсечь все привходящее.

2. По сути дела, Платон определяет самопознание как познание себя через иное, поскольку душа, вглядываясь в себя, должна узреть в себе подобие божества, через которое познать, что она есть (Alcib.I. 132-133с): разумная часть души есть подобие божества.

Плотин продолжает платоновскую линию интерпретации самопознания (см. V.3, V.6, VI.7). Можно предположить, что Плотин говорит об иерархии самопознаний в соответствие с тем, как что душа познает себя. Душа может позвать себя как рассудок (to logizomenon) или "дискурсивный разум" (который есть часть души) и как ум (который не есть часть души, но которым душа может обладать) (V.3.2). В первом случае душа познает лишь границы своих функциональных возможностей (V.3.3) как познавательной способности, обращенной на внешние предметы (в полной мере программу такого самопознания осуществил Кант "Критикой чистого разума"). Во втором - познает себя как субъект мышления. Познание души самой себя как ума возможно благодаря тому, что разумная часть души есть "образ ума" и наиболее причастна божественному (ср. Alcib.I. 133с) и обращена на ум (V.3.9). Концепцию самопознания Плотина можно выразить через категорию сообразности: души сообразно познанию себя ума (V.3.6). Для этого душе необходимо: обладание умом; редукция себя к мыслящему субъекту ("возвышение до ума") (V.3.4) и умное (сообразное) созерцание себя. Душа познает себя той частью, которая наиболее причастная божественному. Согласно тексту Плотина, можно представить такой вариант редукции: (1) умное отделение от Я тела (того, что Платон назвал бы принадлежностью), после чего отделение (2) пластической или организующей (plattousa psyche), (3) ощущающей и (4) страстной ("желания, гнев и все то нечистое, что влечет вниз к земле") частей души (V.3.9) (ср. о "видах" души: Plato Resp. 439b-443e). То, что остается в результате этой редукции, и есть божественная часть души. Созерцая ум, душа познает принцип истинного самопознания. Самопознание ума - высший принцип мышления (V.6.1), само мышление как деятельность (V.3.6-11). Соответственно, познав себя как рассудок, и обращаясь к уму, душа познает себя таким же образом, как это делает ум: смотрит непосредственно в себя, в свою самость. Возвысившись до ума, душа не становится тождественна ему, но становится тем, что обладает умом или мыслит как ум. Душа предстает подлежащим мышления: не мышление составляет ее сущность (иначе она была бы умом), но она становится субъектом мышления, которое мыслит не нечто внешнее (рассудок), но самого себя. В акте самопознания душа обнаруживает себя как субъект и становится субъектом.


Дина Александровна - аспирантка философского факультета СПбГУ

©СМУ, 2003 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ