Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 3-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

К. В. Лопатина

ТОЖДЕСТВО ЭМАНАЦИИ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ
В ФИЛОСОФИИ ПЛОТИНА

Традиционная философская концепция - это совокупность ответов на ряд многочисленных вопросов, в том числе, на два основных: что такое бытие, какова его природа и форма существования? а так же, возможно ли познание бытия, как происходит процесс познания, и каков инструментарий, обеспечивающий его возможность и действенность? В свете такого понимания, философия Плотина традиционной не является.

Плотин, подобно некоторым предшествующим и последующим мыслителям, не затрагивает вопросов познания, но это происходит не потому, что он не задумывается над ними, а лишь в силу признанной необходимой присущности познания самому процессу бытия, тождественности бытия и познания, в виду чего познание есть неотъемлемая сущность бытия.

Существует два момента коренной установки неоплатонизма: онтология должна быть иерархичной, а ее разработка систематичной. Не отклоняясь от этой установки, Плотин и формирует свою онтологическую картину. Установив примат духовного бытия над материей, Плотин стремиться представить иерархичную структуру духовного бытия, выводя низшие ступени из высших. Его онтологическая картина - тринитарная иерархия познающего бытия. Ипостаси плотиновской триады - это безличные сущности, закономерно спускающиеся вниз от абсолютного света к теням.

Вершиной иерархии предстает Единое. Природа Единого неопределенна, и только простота и абсолютное единство являются его атрибутами. Единое стоит как выше бытия, так и выше мышления, однако все существующее либо непосредственно, либо опосредованно наделено от него бытием и способностью мышления, что свидетельствует о насыщенности Единого потенциями всего сущего, которые актуализируются в низших по отношению к нему ипостасях. Эта переполненность Единого всевозможными потенциями с необходимостью приводит к "истечению" из него, и, таким образом, согласно Плотину, творение мира Единым понимается как эманация, в процессе которой Единое ничего не утрачивает и не теряет присущей ему целостности.

Иное, происшедшее в результате переполненности Единого, устремляется, обращается к нему и получает всю полноту бытия, а так как в момент обращения к Единому оно еще и созерцает себя, это иное становится Умом. В силу того, что Ум созерцает Единое и оно всегда ему присуще, Ум есть бытие, в силу того, что Ум мыслит сам себя, он является умом, и, наконец, сам, обладая бытием и его созерцая, Ум есть и бытие и ум вместе, то есть тождество бытия и мышления. Ум тождественен всей совокупности идей, которые мыслят самих себя, при этом мышление на уровне Ума - это не дискурсивная деятельность рассудка, а интеллектуальное созерцание. На этом процесс эманации не завершается и в продолжение "истечения" Единого "изливается", переизбытствуя своими силами Ум, рождая тем самым новое существо - происшедшую от субстанции и мысли Ума - Мировую душу.

Если Единое и Ум, производя Ум и Душу соответственно, остаются недвижимыми и неизменными, то Душа, не пребывая всецело в себе, производя свой образ, отдается движению. Душа одновременно обращена к своему началу, которое наделяет ее бытием, и производит животную и растительную природы, вдыхая в них жизнь. На уровне Души объект мысли и субъект расходится, то есть мышление становится расчленяющим, дискурсивно-логическим.

Таким образом, каждая новая ступень бытия, образующаяся в процессе нисходящей эманации менее совершенна в сравнении с предыдущей, что в первую очередь проявляется в увеличении степени раздробленности единства, которое сопровождается усложнением процесса мышления как способа познания: от простой мыслительной природы через созерцание к дискурсивно-логическому мышлению.

Истинное бытие по Плотину - это духовное бытие его триады, которое становится доступным в результате принятия высшей и истиной природы духовных сущностей и несовершенства и праздности вещественного. Достижение этого принятия возможно благодаря самопознанию. Самопознание, в первую очередь, открывает нам несовершенство окружающей нас и восхваляемой нами вещественности и характерность для нас высшей природы, а также удостоверяет в существовании единой универсальной души, от которой и происходит наша и любая другая индивидуальная душа. В свете того, что душа осуществляет целую систему идей, она указывает на существование высшего над ней начала - вечного и совершенного Ума как совокупности всех идей. Так как Ум являет собой тождество бытия и мышления, он предполагает высшее над ним начало - Единое, которое, возвышаясь и над бытием, и над мышлением, является причиной их обоих.

Итак, чтоб узреть Единое, необходимо путем самопознания проникнуть как можно глубже в свою душу и отыскать в ней высшую природу, тем самым убедившись в приличности и уместности предаться познанию - созерцанию совершеннейших ипостасей: Ума и, наконец, Единого. Но это познание - созерцание и есть истинное бытие, которое движется к Единому как основе и истоку всего истинно сущего, встречая сложное и множественное. Вместе с тем как бытие на пути своего восхождения упрощается от множественного хаоса к чистому единству, упрощается и тождественное бытию познание.

Таким образом, тождество эманации бытия и познания определяет становление истинного бытия как процесс познания - созерцания высшей сущности, причины и необходимого основания всего - Единого.


Ксения Владимировна Лопатина - Омский государственный педагогический университет, е-mail: lopatina@mail.ru

© СМУ, 2005 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ