НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава VI
28. Однако деяния, совершенные Пифагором впоследствии,
вызывают еще большее удивление. Его философия
распространилась, вся Эллада стала восхищаться им, и лучшие
и мудрейшие мужи приезжали к нему на Самос, желая слушать
его учение. Сограждане, однако, принуждали его участвовать
во всех посольствах и общественных делах. Пифагор
чувствовал, как тяжело, подчиняясь законам отечества,
одновременно заниматься философией, и видел, что все
прежние философы прожили жизнь на чужбине. Обдумав все это,
отойдя от общественных дел и, как говорят некоторые, считая
недостаточной невысокую оценку самосцами его учения, он
уехал в Италию, считая своим отечеством страну, где больше
способных к обучению людей.
29. Поначалу он поселился в прославленном городе
Кротоне, где нашел много последователей. (Рассказывают, что
их было шестьсот человек, их привлекала не только
философия, которую он излагал, но и предписываемый им
совместный образ жизни,
30. они были философами, а прочие слушателями — их
называют
акусматиками28.) На
одной только самой первой беседе, которую, как говорят, он
провел перед широкой аудиторией сразу после приезда в
Италию, он настолько увлек своим учением более двух тысяч
человек, что они уже не ушли домой, но вместе с женами и
детьми построили огромный дом для совместного слушания и
организовали общину в той земле, которую все называют
Великой Грецией29.
Приняв от Пифагора законы и предписания, словно
божественные установления, они неукоснительно им следовали
и сохраняли этот образ мыслей вместе с множеством учеников.
Все сообщество, прославляемое и считавшееся в глазах
окружающих счастливым, имело, как уже было сказано, общую
собственность и причисляло Пифагора к богам как благого и
человеколюбивого демона. Одни считали его Пифийцем, другие — Аполлоном из страны
гиперборейцев30,
третьи — Пеаном31, четвертые — одним из демонов, населяющих
Луну32, пятые — одним из Олимпийских богов, говоря, что он явился людям в
человеческом облике для пользы и исправления смертного
рода, чтобы одарить смертную природу спасительной искрой
счастья и философии. Никогда не было и не будет большего
блага, чем то, которое было даровано богами через Пифагора.
Поэтому до сих пор в поговорке с большим уважением
говорится о длинноволосом
самосце33.
31. И Аристотель в своем сочинении о пифагорейской
философии34
сообщает, что в глубокой тайне его ученики соблюдали такое
разделение разумных живых существ — бог, человек и
такое существо, как Пифагор. И совершенно понятно, что они
его воспринимали именно так, ибо он предложил верное,
соответствующее существу и не противоречащее ни явлениям,
ни умственным понятиям представление о богах, демонах и
героях35, о космосе
и всевозможных видах движения небесных сфер и светил, о
заграждениях одних небесных тел другими, о затмениях, об
отклонениях от правильного движения, об эксцентриситетах и
эпициклах36, обо
всем в космосе, о небе и земле и о находящихся между ними
видимых и невидимых творениях. Он положил у эллинов начало
математике, философскому умозрению и наукам, которые делают
душу истинно зрячей и исцеляют ум от слепоты, являющейся
следствием других
занятий37. И он дал
эллинам возможность понять истинные начала и причины всего.
32. Наилучшее гражданское устройство общины, совместное
проживание, принцип «у друзей все общее», служение богам и
почитание умерших, законодательство и воспитание, обет
молчания и непричинение вреда другим живым существам,
сдержанность и благоразумие, проницательность,
религиозность и другие добродетели, — одним словом,
все это благодаря Пифагору стало желанным и достойным
стремления для жаждущих учения. Поэтому справедливо за все
то, о чем я сейчас говорил, они почитали Пифагора столь
высоко.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов