Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

10b. АБАРИС
А. СВИДЕТЕЛЬСТВА

1. ПИНДАР, фр. 270 Snell у Гарпократиона, под словом «Абарис»: [По словам Пиндара], Абарис прибыл [из страны гиперборейцев] во времена Креза, царя лидийского.


2. ГЕРОДОТ, 4, 36: Рассказ про Абариса, который якобы был гиперборейцем, я опущу — про то, как он носил по всей земле стрелу и при этом ничего не ел.


3. ПЛАТОН. Хармид, 158b: … заклинания Залмоксиса и Абариса-гиперборейца.


4. ЛИКУРГ, фр. XIV, 5a Conomis: Став боговдохновенным, Абарис со стрелой обходил Элладу по кругу и изрекал оракулы и прорицания. Оратор Ликург в речи «Против Менесехма» говорит, что когда у гиперборейцев случилось моровое поветрие, Абарис пришел [в Элладу] и нанялся в служители Аполлону. Научившись от него оракулам, он ходил по Элладе со стрелой Аполлона в руках (используя ее как знак — удостоверение) и прорицал будущее.

Там же, фр. XIV, 5 b (Гарпократион, Суда, Фотий): Говорят, что когда по всей вселенной случилось моровое поветрие, и как эллины, так и варвары обратились с вопросом в [дельфийский] оракул, Аполлон ответил, что афинский народ должен по-

96


молиться за всех. Многие народы послали своих послов в Афины, и среди них, говорят, прибыл послом от гиперборейцев Абарис в 53-ю олимпиаду [568—565 гг.].


5. ЯМВЛИХ. О пифагорейской жизни, 140 [из Аристотеля?]: Пифагорейцы считают Пифагора Аполлоном Гиперборейским, в доказательство этого они ссылаются на то, что … он принимал у себя Абариса-гиперборейца и отнял у него стрелу, которая указывала тому путь. [141] Рассказывают, что Абарис пришел из страны гиперборейцев, собирал золото [т. е. пожертвования] в храм и предсказал моровое поветрие. Останавливался он в храмах, и никто никогда не видел, чтобы он что-либо ел или пил. Еще говорят, что в Лакедемоне он принес запретительные жертвы, и поэтому впоследствии в Лакедемоне не было ни одного поветрия. Так вот, отняв у этого самого Абариса золотую стрелу, без которой тот не мог находить дорогу, Пифагор заставил его признать [себя богом].


6. Там же, 136: … У Эмпедокла было прозвище «Запретитель ветров», у Эпименида — «Очиститель», а у Абариса — «Небоход» (Αἰθροβάτης), потому что, летая на дарованной ему стреле Аполлона Гиперборейского, он переправлялся через реки, моря и непроходимые места, в некотором смысле ходя по воздуху … Там же, 91: Летая на ней, он переправлялся через непроходимые места, как-то: через реки, озера, болота, горы и т. д., и ходя по городам, как гласит предание, совершал очищения и отгонял моровые поветрия и ветры от тех городов, которые просили его в этом помочь. Ср. ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ, фр. 51 с W.


7. Абарис как пифагореец в каталоге Ямвлиха: см. гл. 58 А.


8 (FGrHist 34 τ 1). СУДА, под словом «Абарис»: Абарис: скиф, сын Севта. Написал оракулы, которые называют «Скифскими», «Свадьбу реки Гебр», «Очищения», «Теогонию» в прозе и «Прибытие Аполлона к Гиперборейцам» в стихах


b. фрагменты (Dubia)

1 (FGrHist 34 F 1; ср. Эпименид В 5). ФИЛОДЕМ. О благочестии, 47а 2сл.: В стихах, приписываемых Эпимениду, говорится, что все образовалось из Тумана (Аэра) и Ночи, Гомер и т. д [ … ] <Аба>рис считает отцом и матерью богов Крона и Рею, другие — Зевса и Геру. Пиндар и т. д. [см. Ферекид В 13].


2 (34 F 2). Оксиринхский папирус № 1611, фр. 8, столб. II, 21-24: <Аб>арис на самом краю * * * Исседонов * * * <Исс>едонов. А Ассе<дон> идет походом * * *


(87)


назад к оглавлению