Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

10a. aристей из проконнеса
a. cвидетельства

1. В перечнях древних чудотворцев объединяются у АПОЛЛОНИЯ ПАРАДОКСОГРАФА. История чудес, 1—6: Эпименид, Аристей, Гермотим, Абарис, Ферекид, Пифагор; у КЛИМЕНТА АЛЕКС., Строматы, I, 133, 2 (ср. ТАТИАН, 41): Пифагор, Абарис, Аристей, Эпименид, Зороастр, Эмпедокл, Формион; у Никомаха (ПОРФИРИЙ. Жизнь Пифагора, 29 = ЯМВЛИХ. О пифагорейской жизни, 135): Эмпедокл, Эпименид, Абарис, Пифагор; у МАКСИМА ТИРСКОГО, 10,1 сл.: Эпименид, Пифагор, Аристей; у ПЛИНИЯ, Естеств. история, 7, 174: Гермотим, Аристей, Эпименид, Эмпедокл; у ПРОКЛА, Комм, к «Государству», II, 113: Аристей, Гермодор, Эпименид; у ГРИГОРИЯ НАЗИАНЗИНА, 35, 581 Migne: Эмпедокл, Аристей, Эмпедотим, Трофоний.


2. ПИНДАР, фр. 271 Snell у Оригена, Против Кельса, 3, 26: [Пиндар говорит] об Аристее из Проконнеса.


3. ГЕРОДОТ, 4,13: Аристей, сын Каистробия, уроженец Проконнеса и стихотворец, оказал, что сделавшись одержимый Фебом, он прибыл в страну исседонов. За исседонами, по его словам, живут одноглазые аримаспы, за ними — златосторожащие грифы, а за грифами — гиперборейцы, страна которых простирается до моря. Все эти народы, кроме гиперборейцев, все время нападают на соседей, причем зачинщиками выступают аримаспы, так что исседонов вытесняют из [родной] страны аримаспы, исседоны — скифов, а киммерийцы, которые жили на южном море, под натиском скифов покинули страну. Выходит, что и Аристей не сходится со скифами относительно этой страны. (14) И откуда родом былa Аристей, сочинивший про это, я уже сказал, а вот чтó за рассказ я слышал о нем в Проконнесе и Кизике, скажу теперь. Сказывают, что Аристей, не уступавший в родовитости никому из сограждан, вошел в Проконнесе в чистильню одежды и помер, а чистильщик запер мастерскую и отправился оповестить об этом родственников покойного. И вот, когда слух о кончине Аристея уже разнесся по городу, его стал оспаривать уроженец Кизика, прибывший из города Артаки и утверждавший, что встретил Аристея по дороге у Кизика и даже вступил с ним в беседу. Пока он упорно оспаривал [слух], родственники умершего пришли к чистильне с носилками, чтобы унести тело. Открыли помещение — а Аристея не видать ни живого, ни мертвого! Семь лет спустя он явился в Проконнес и сочинил стихи, которые теперь эллины называют «Аримаспическими», а сочинивши, исчез во второй раз. (15) Так говорят жители этих городов, а вот что, как я знаю, приключилось с метапонтцами в Ита-

94



лии через двести сорок лет после второго исчезновения Аристея, как я вычислил в Проконнесе и Метапонте. Сказывают метапонтцы, что Аристей собственной персоной явился в их края и велел воздвигнуть алтарь Аполлона, а возле него поставить статую с именной надписью «Аристей Проконнесец». Объяснил он им это тем, что из всех италийцев Аполлон пришел только в их землю, и что-де сам он ныне следует за Аполлоном в облике Аристея, а в тот раз, когда следовал за богом, то был вороном. Сказав это, он исчез, а метапонтцы, как они сами рассказывают, послали в Дельфы вопросить бога, что бы могло означать это привидение в облике человека. Тогда Пифия велит им послушаться привидения, потому как если послушаются, им же будет лучше. Получив такой ответ, они все исполнили. И вот теперь статуя с именем Аристея стоит возле самого изваяния» Аполлона, а окрест него стоят лавры. Изваяние стоит на агоре. Об Аристее — довольно.


4. ФЕОПОМП, фр. 248 Jacoby у Афинея, 13. 605 с: … Во время пришествия Аристея Проконнесца, когда он, по его словам, прибыл из страны гиперборейцев.


5. АПОЛЛОНИЙ-ПАРАДОКСОГРАФ. История чудес, 2, 44: Рассказывают, что Аристея из Проконнеса, умершего в какой-то проконнесской чистильне, в тот же день и час многие видели в Сицилии — он учил [детей] в школе. Поскольку такое с ним приключалось не раз, и за много лет он стал знаменит, а в Сицилии он являлся сплошь да рядом, то сицилийцы воздвигли ему святилище и принесли жертвы как герою.


6. СТРАБОН, I, 2, 10: Быть может и одноглазых киклопов [Гомер] позаимствовал из скифской истории — так описывают аримаспов, которых в «Аримаспее» изобразила Аристей из Проконнеса.

Там же, 13, 16: Отсюда [= из Проконнеса] родом Аристей, сочинитель так называемых «аримаспических стихов», шарлатан [букв. «колдун»] первостатейный.

Там же, 14, 1, 18: Некоторые говорят, что он [Креофил] был учителем Гомера, другие — что не он, а Аристей из Проконнеса.


7 (FGrHist 35 T 1 а). СУДА: Аристей, сын Демохарида или Каистробия, Проконнесец, эпический поэт, [сочинил] так называемые «Аримаспические стихи» — рассказ о гиперборейцах и аримаспах в 3 книгах. [ … ] Жил при Крезе и Кире, в 58-ю олимпиаду [548—545 гг.]. Он также написал «Теогонию» в прозе, 1000 стихов. (Т 3) СУДА, под словом «Писандр»: … остальные его поэмы [кроме «О Геракле»] считаются неподлинными: они сочинены разными поэтами, в том числе и Аристеем.


8 (Т 1b). ТАТИАН, 41: Моисей древнее не только Гомера, но и догомеровских писателей: Лина, Филаммона, Фамира, Амфиона, Орфея, Мусея, Демодока, Фемия, Сивиллы, Эпименида Критского, который пришел в Спарту, Аристея Проконнесского, сочинившего «Аримаспею», Кентавра Асбола, Бакида, Дримона, Эвкла Кипрского, Гора Самосского и Пронапида Афинского.

(Т 2) ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ. О Фукидиде, 23: Сочинения большинства [древнейших писателей] не сохранились до наших дней, а сохранившиеся не всеми признаются подлинными; таковы сочинения Кадма Милетского, Аристея Проконнесского и им подобных.


в. фрагменты

Из поэмы «Аримаспея»

1. [Проэмий] (а) ГЕРОДОТ, 4, 13: … Сделавшись одержимый Фебом, он прибыл в страну исседонов [см. А 3]. Ср. (b) МАКСИМ ТИРСКИЙ, 10, 2е; 38, 3d: … душа его, выскользнув из тела, блуждала в эфире словно птица … он говорил, что душа

95


его, покинув тело и взлетев прямо к эфиру, облетела землю … (с) СУДА [из А 7]: Говорят, что душа его по желанию выходила [из тела] и возвращалась обратно.


2. Цец, Хилиады, 7, 678—684:

Исседоны власами своими длинными горды
И говорят, что над ними живут человеки — соседи
С севера, многи числом и воители храбрые очень,
Многоягнисты они, многобычливы, конебогаты,
Каждый на лепом челе имеет единое око,
Густоволосые, всех превосходят могучею силой.


3. ПАВСАНИЙ, I, 24, 6: Аристей из Проконнеса говорит в своей поэме, что эти грифы сражаются за золото с аримаспами, живущими над исседонами, а золото, которое сторожат грифы, родит земля. Аримаспы, по его словам, — люди, одноглазые от рождения, а грифы — звери, похожие на львов, но с крыльями и клювом орла.


4. ПСЕВДО-ЛОНГИН. О возвышенном, 10, 4:

Дивно зело нам и то в помышлениях нашего сердца:
Люди живут на воде, вдалеке от земли, прямо в море.
Сколь же несчастны они, ибо труд их мучительно тяжек,
Очи у них от звезд, а душа от моря зависит.
Знать, воздымая горé свои руки, богам они часто
Молятся, в сердце своем сокрушаяся злою кручиной.


5. СТРАБОН, II, 3, 5 [анонимные стихи о безграничности объемлющего Землю Океана; ср. Посидоний, «Об Океане», фр. 49 Edelst.— Kidd]:

Ибо он не обхвачен оковами тверди земныя,
Но в бесконечность разлит, и то его не загрязняет …


(96)


назад к оглавлению