Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

2a. ЛИН
А. СВИДЕТЕЛЬСТВА

1. ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ у Псевдо-Плутарха, О музыке, 1132а [фр. 157 Wehrli]: Одновременно с ним [с Амфионом], говорит [Гераклид], и Лин из Эвбеи [впервые] сочинил трены, и Анф из Анфедона Беотийского — гимны, и Пиер из Пиерии — стихотворения о Музах.


2. ГИППОБОТ у Диогена Лаэртия, I, 42: Гиппобот в «Списке философов» [относит к семи мудрецам] Орфея, Лина, Солона, Периандра, Анахарсиса, Клеобула, Мисона, Фалеса, Бианта, Питтака, Эпихарма, Пифагора.


3. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 3: [Философия впервые возникла у эллинов, а не у варваров] Так, в Афинах жил Мусей, в Фивах—Лин [следует 2 А 4]. (4) Лин — сын Гермеса и музы Урании, он сочинил космогонию, [в которой рассказывается о] движении Солнца и Луны и происхождении животных и плодов. Поэма его начинается так [следует В 1]. Ср.: СУДА, под словом «Лин», III, 273,17 Adler: Лин — фиванский философ.


4. ДИОНИСИЙ СКИТОБРАХИОН, 32 F 8 у Диодора Сицилийского, 3, 67, 1—4: Он говорит, что первоизобретателем ритмов и мелодии у эллинов был Лин. Кроме того, когда Кадм впервые принес из Финикии так называемые письмена [= алфавит], [Лин] впервые приноровил их к греческому языку … В общем употреблении письмена эти были названы финикийскими, так как они были перенесены к эллинам из Финикии, а в особом употреблении — пеласгическими, так как пеласги первыми воспользовались видоизмененными буквами … (4) Так вот, Лин, как говорят, сочинил пеласгическими буквами деяния первого Диониса и прочие мифологические сказания и оставил о том записки.


5. КВИНТИЛИАН, I, 10, 9: Кто ж не знает, что музыка … уже в те древние времена содержала столько науки и даже [религиозного] почитания, что одни и те же лица считались музыкантами, пророками-стихотворцами и мудрецами? Взять хотя бы Орфея и Лина.


6 а. ПАВСАНИЙ, 2, 19, 8: [Святилище Аполлона Ликийского в Аргосе]. Есть там

70


гробницы, одна — Лина, сына Аполлонова, и Псамафы, дочери Кротоповой, а другая, говорят, — того Лина, который сочинил [известные] стихи. (b) ПАВСАНИЙ,, в, 18, 1 [ср. фр. 11]: Говорят, что сходные стихи сочинил и Лин, но я по здравом размышлении пришел к выводу, что стихи эти, безусловно, подложные, (с) ПАВСАНИЙ, 9, 29, 9: Сказывают еще фиванцы, что после этого Лина был и другой Лин, сын Исме-ниев, и что-де Геракл еще в детские свои годы убил его, когда тот учил его музыке. Однако ни Лин, сын Амфимара, ни тот Лин, который жил позже его, стихов не сочиняли, а если и сочиняли, то они до потомков не дошли.


7. ОРИГЕН. Против Кельса, I, 16—18: Дивлюсь я Кельсу, как это он всяких там одрисов, самофракийцев, элевсинян и гиперборейцев причислил к древнейшим и мудрейшим народам, а иудеев не удостоил … или вот еще: составляя перечень древних и мудрых мужей, оказавших благотворное воздействие на своих современников, а через; «вой сочинения и на потомков, [Келье] исключил из этого перечня Моисея. И это при том, что от Лина, с которого Келье начинает свой перечень, не сохранилось ни законов, ни речей, которые обратили бы на путь истинный или целительно подействовали бы на язычников, а от Моисея … уж не злонамеренно ли исключил он из списка мудрецов Моисея, зато [включил] Лина, Мусея, Орфея, Ферекида, перса Зороастра и Пифагора, утверждая, что они об этом высказались и что учения их были занесены в книги и сохранились до сего дня … (18) Не предложить ли нам ему сравнить их книги и не сказать ли: эй, ну-ка принеси стихотворения Лина, Мусея и Орфея и Ферекидовы писания, да и сравни их с законами Моисея!


8. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, I, 204: Но, во-первых, не все признают Гомера древнейшим поэтом, некоторые утверждают, что Гесиод раньше его по времени, равно как и Лин, Орфей, Мусей и множество иных. К тому же вполне вероятно, что и до Гомера и одновременно с ним были и другие поэты … но он их всех затмил своим блеском.


9. ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, 5, 20, 4: Все их учение о слове происходит от древних богословов: Мусея, Лина и особенно установившего священные обряды и таинства Орфея.


10.КАЛКИДИЙ. Комм, к Тимею, с. 170, 18 Waszink: Следовательно, говорит [Платон (Тимей, 40 d 7)] то, что сказано древними, наделенными некой божественной мудростью, не нуждается в постоянных доказательствах и подтверждениях. При этом ОБ излагает пророческие речения Орфея, Лина и Мусея о божественных силах.


11.АВГУСТИН» О Граде Божием, 18,14: В тот же промежуток времени существовали поэты, которых называли также богословами, так как они сочиняли стихотворения о богах … Орфей, Мусей, Лин.


12.ИОАНН ЦЕЦ. Схолии к «Трудам и дням» Гесиода, с. 28 Gaisford: Лин — сын |музы] Урании, поскольку он сочинил [поэму] о небе и о Вселенной.



в. фрагменты

1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 4: Поэма его начинается так:

Было некогда время, когда все веши были вместе.


2. СТОБЕЙ, I, 10, 5: Из поэмы Лина «О природе космоса»:

Так, через распрю управляется все всегда.
Из Всего — все [вещи], и из всех [вещей] — Всё,
Все [вещи] — одно, каждая — часть Целого, все в одном:

71


Ибо все эти вот [вещи] возникли из некогда единого Целого,
5А из всех [вещей] некогда, в предопределенное время, снова будет одно,
Вечно сущее одним и многим, причем [их] невозможно увидеть одновременно.
Много раз будет [повторяться] одно и то же, и никогда не наступит конец.
Жизнь сопряжена с мучительными страданиями и сонмом смертельных напастей.
Так бессмертная смерть осеняет все окрест.
10Человек и все тленное умирают, а бытие
13Будет неуничтожимым и сущим всегда, поскольку оно таково.
11Оно будет изменяться [лишь] всевозможными кажущимися обличьями и очертаниями формы,
Скрываясь от взора всех смертных.


ДАМАСКИЙ. О началах, 25 bis [I, 45, 12 R.]: Ибо не существует нечто одно, но «Все одно», как говорили Лин и Пифагор. Там же, 27 [I, 48, 13]: Далее, если это «одно» есть «все [вещи]» и «все», как говорили Лин и Пифагор и т. д.


3. ПСЕВДО-ЯМВЛИХ. Теологумены арифметики, с. 67, 2 De Falco: Поскольку все вещи состоят из четырех элементов и между ними по необходимости имеется три промежутка, то выходит, что и в этом случае седьмица преобладает надо всем. Поэтому и Лин-богослов во второй книге богословского сочинения, обращенного к Гименею, говорит:

Четыре начала у всех вещей …

… тремя узами держимы.


Ср.: МАКРОБИЙ. Комм. к «Сну Сципиона», I, 6, 36—39: Так как есть четыре элемента, из которых состоят [все] тела, то они, несомненно, разделены тремя интервалами … (37) Интервал от земли до воды физики называют Необходимостью … (38) Интервал между водой и воздухом — Гармонией … (39) а между воздухом и огнем — Послушанием.


4—7. АРИСТОБУЛ, фр. 5 у Евсевия, Приготовление к Евангелию, 13, 12, 16: Лин говорит так:

А на седьмой день все завершено.


А также:

Седьмица — в числе благих [дней], и седьмица — рожаница.

и

Седьмица — в числе первых, и седьмица — совершенна,

и

Существует всего семь [планет] на звездном небе,
Которые видны на [небесных] сферах в течение года.


8. ЦЕНЗОРИН. О дне рождения, 18, 11 [ср.: ГЕРАКЛИТ, фр. 65]: Гераклит и Лин [определяли великий год] в 10 800 лет.


9. ЯМВЛИХ. О пифагорейской жизни, 139: Так что в вещах такого рода [пифагорейцы] считают глупцами не самих себя, а тех, кто не верит [в чудеса]. Ибо неверно считать, что для бога одно возможно, а другое — нет, как полагают умствующие лукаво, но [для него] возможно все. С этой же мысли начинаются и стихи, которые они приписывают Лину, хотя они, возможно, принадлежат им самим:

72


Должно надеяться на все, ибо нет ничего безнадежного:
Богу легко исполнить все, и нет ничего невозможного.


10. СТОБЕЙ, III, 1, 70: Из поэмы Лина «О природе космоса»:

Приготовься внимательно слушать и внемли
Тропе наших слов, истинной во всем.
Отринь многогорестных демонов смерти [керы], которые
Истребляют толпу непосвященных, опутывая их во всем
5Всевозможными напастями, принимая обманчивый облик.
Не пускай их в душу óберегами ума:
Такое очищение освятит тебя неподдельно,
Если ты воистину возненавидишь тлетворный сонм напастей.
Прежде всего [обуздывай] чрево — источник всех безобразий, —
10Коим вожделение правит похотливыми уздцами …


11.ПАВСАНИЙ, 8, 18, 1: Стигу изобразил Гесиод в «Теогонии» [ст. 361, 383] (некоторые полагают, что «Теогония» принадлежит Гесиоду), так вот, в этих стихах говорится, что Стига — дочь Океана и жена Палланта. Говорят, что нечто подобное сочинил и Лин. Но я по здравом размышлении пришел к выводу, что стихи эти, безусловно, подложные.


12.ПСЕВДО-АПУЛЕЙ. Об орфографии, 44: По словам Орфея [фр. 359 Kern], Лина и Гесиода, боги искони произошли из хаоса.

(73)


назад к оглавлению