Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

 

 

АРХЕЛАЙ

 

А. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ

(ср. 59 А 7. 26)

 

1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 16: Архелай, афинянин или милетец, сын Аполлодора, а согласно некоторым, Мидона, ученик Анаксагора, учитель Сократа. Он первым перенес философию природы из Ионии в Афины и был прозван «физиком» [=философом природы], почему и закончилась на нем философия природы, так как Сократ ввел философию этическую. Судя по всему, однако, он также занимался этикой. Так, например, он философствовал о законах, а также о прекрасном и справедливом. У него-то Сократ и перенял [этическую философию], а первооткрывателем его стали считать потому, что он умножил [ее] до * * *.  Он полагал две причины возникновения:

536

горячее и холодное; животные, по его мнению, зародились из ила. А справедливое и безобразное существуют не по природе, а по установлению.

(17) Учение его таково. Расплавляясь под действием тепла, вода, поскольку она сплачивается в шлакообразное вещество, образует землю, а поскольку испаряется, рождает воздух. Поэтому земля удерживается воздухом, а воздух — сферой огня. Животные, по его словам, зарождаются из разогретой земли, испускающей как бы некую пищу, подобную молоку. Таким же образом он объясняет и происхождение людей. Он первым объяснил происхождение речи как сотрясение воздуха. Море образовалось во впадинах земли, просочившись сквозь землю. Самое большое светило — Солнце, а Вселенная бесконечна.

Было еще три Архелая: географ, описавший страны, завоеванные Александром; сочинитель «Своеобразий» и еще ритор, автор руководства [по ораторскому искусству].

2. СУДА, под словом «Архелай»: Архелай, сын Аполлодора или Мидона, милетец, философ, по своей принадлежности к школе [натурфилософов] прозванный «физиком», так как он первым перенес науку о природе (fisiologi>a) из Ионии; ученик Анаксагора, его же учеником был Сократ, а по словам некоторых, и Еврипид. Сочинил «Природо­ведение» (Fusiologi>a) и учил, что справедливое и безобразное существуют не по природе, а по установлению. Автор еще нескольких сочинений.

3. ПОРФИРИЙ. История философии, фр. 12 Nauck 2, с. 11, 23 (цитируется у КИ­РИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО. Против Юлиана, VI, 186D): О нем [Сократе] пого­варивали, что-де в отрочестве он вел не благопристойную жизнь. . . когда ему было около семнадцати лет, с ним познакомился Архелай, ученик Анаксагора, уверяя, что он его поклонник. Сократ же не отверг знакомства и общения с Архелаем, но оста­вался в его обществе в течение многих лет. Вот каким образом Архелай наставил его на путь философии.

СУДА, под словом «Сократ»=АРИСТОКСЕН, фр. 52 b Wehrli: Аристоксен утверж­дает, что он [Сократ] сначала был учеником Архелая, а также стал его любовником.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 23=ИОН ИЗ ХИОСА. Мемуары, FGrH 392 F 9: По сло­вам Иона из Хиоса, в молодости Сократ вместе с Архелаем участвовал в походе на Самос.

 

Доксография

 

Ср.: ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, V, 42: [Каталог сочинений Теофраста]. «Об учении Архелая» I книга.

4. ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 9, 1 (Dox. 563): Архелай, афинянин родом, сын Аполлодора. Он учил о смеси материи подобно Анаксагору и в учении о первоначалах держался таких же взглядов. Но, по его учению, в разуме (nou~v) изна­чально налично некоторое количество смеси. (2) Начало движения — отделение друг от друга горячего и холодного, причем горячее движется, а холодное покоится. Пла­вясь, вода течет в середину [космоса], где, подвергаясь обжигу, превращается в воздух и землю, из которых первый возносится вверх, а вторая оседает вниз. (3) Земля, стало быть, неподвижна и возникла в силу указанных причин, покоится же она в центре, будучи, можно сказать, ничтожно малой частью [букв. «никакой»] Вселенной. Воздух, испарившись под действием обжигания, преобладает надо всем; от него по мере его дальнейшего выжигания образовалась вначале природа звезд, из коих самая большая — Солнце, вторая по величине — Луна, а прочие разного размера. (4) Небо, утверждает он, наклонилось, и Солнце таким образом осветило землю, сделав воздух прозрачным,

537

а землю сухой. В начале-то ведь она была озером, так как кругом [=по краям] она возвышенна, а в середине вогнутая. В доказательство ее вогнутости он ссылается на то, что солнце восходит и заходит не одновременно для всех, что должно было бы происхо­дить, если бы она была ровная, (5) Относительно животных он говорит, что при нагре­вании земли в начале [мирообразования] в нижней ее части, там, где смешивались го­рячее и холодное, возникли многочисленные животные и люди. Все они вели одина­ковый образ жизни и питались илом, и причем были недолговечными, а впоследствии у них образовалось рождение друг от друга. (6) И отделились люди от прочих [живот­ных], и учредили вождей, законы, ремесла, города и прочее. Разум, по его словам, врожден всем животным в равной мере. Ибо все животные пользуются разумом, одни медленнее, другие быстрей.

5. СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», с. 27, 23: Архелай Афинский, про которого сообщают, что он был учителем Сократа и учеником Анаксагора, в учении о происхож­дении космоса и в прочем пытается высказывать кое-что свое, а первоначала определяет так же, как Анаксагор. Итак, эти философы признают бесконечные по числу и разно­родные начала, полагая началами гомеомерии.

5а. ГЕФЕСТИОН. Руководство, с. 3, 20 Consbr.: Софокл в «Элегиях» полагал, что имя Архелая ( jArce>laov) не укладывается ни в гексаметр, ни в пентаметр; он говорит: Археле/ос — ведь так лучше ложится в размер.

6. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, VII, 14: Архелай-афинянин занимался физической и этической частью философии.

7. ОН ЖЕ. Против ученых, IX, 360: Архелай-афинянин, наставник Сократа, началом и элементом всех вещей полагал воздух.

Мнения философов, I, 3, 6 («О началах»): Архелай, сын Аполлодора, афинянин, [полагал началами] бесконечный воздух и присущие ему плотность и разреженность, из коих одно есть огонь, а другое — вода.

8. ГЕРМИЙ. Осмеяние языч. философов, И: Но славу их оспаривает Архелай, ут­верждающий, что начала всего — горячее и холодное. Ср.: ПЛАТОН. Софист, 242d.

9. ЕПИФАНИЙ. Против ересей, III, 2, 9: Архелай, сын Аполлодора, а по неко­торым, Милтона, афинянин, физик, утверждает, что все возникло из земли: она, как он говорит, есть начало всего.

10. АВГУСТИН. О Граде Божием, VIII, 2: Преемником Анаксагора был его ученик Архелай. Он также полагал, что все отдельные вещи, какие возникают, состоят из подобных между собой частиц [=«гомеомерий»], и причем таким образом, что им присущ также разум, который правит всеми вечными телами, т. е. указанными части­цами, соединяя их и рассеивая. [Ср. Сидоний Аполлинарий, Стихотворения, 15,94. После сего Архелай и т. д.]

11. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Протрептик, 5, 66 (т. I, с. 50,15 St.): Оба они [Анакса­гор и Архелай] поставили над бесконечностью [=«материей»>] разум.

12. Мнения философов (Стобей), I, 7, 14 («Что есть бог»): Архелай полагает богом воздух и разум, но только не миротворящий разум.

13. Там же (Стобей), II, 1, 3 («О космосе»): Анаксимандр, Анаксимен, Архелай . . . [принимают] бесконечное число космосов в бесконечном [пространстве] во всех направ­лениях. Ср. 12 А 17.

14. Там же (Стобей), II, 4, 5 («Вечен ли космос»): Согласно Архелаю, космос обра­зовался под действием горячего и холодного. Там же, II, 4, 6; Анаксимандр . . . Архе­лай . . . [считают], что космос уничтожим. Ср. 59 А 64.

538

15. Там же (Стобей), II, 13, 6 («О сущности звезд»): Архелай утверждал, что звезды — раскаленные глыбы.

16. Там же (Стобей), III, 3, 5 («О громах, молниях, перунах, престерах, ураганах») [после § 4, ем. 59 А 84]: Архелай утверждает то же самое, приводя [в качестве сравнения] то, что происходит с раскаленными камнями, опускаемыми в воду.

16а. СЕНЕКА. Естественнонаучные вопросы, VI, 12, 1 сл.: Архелай, знаток древней науки, говорит так: «Ветры низвергаются в полости земли. Затем, после того как все пустоты наполнились и воздух уплотнился до предела, вновь налетающий поток воздуха сжимает прежний воздух, и выдавливает его, и частыми ударами сначала теснит его, а потом вышибает. Тогда тот, ища места, раздвигает все тесноты и пытается взломать все запоры. Таким образом порыв воздуха, ищущего выхода, вызывает зем­летрясение. Поэтому землетрясению предшествует затишье и покой воздуха — оче­видно, по той причине, что сила воздушного порыва, вызывающего ветры, удерживается в глубине земли».

17. Мнения философов (Стобей), IV, 3, 2 («Тело ли душа и какова ее сущность»): Анаксимея, Анаксагор, Архелай, Диоген: [душа] — воздухообразна.

18. ФИЛОПОН. Комм. к «О душе», с. 71, 17 Hayd. (к «О душе» 404 а 25): Все те, говорит он [Аристотель], кто полагал, что Вселенная приведена в движение разумом, судя по всему, считают, что душе свойственно приводить в движение. К их числу принадлежит и Архелай.

 

В. СОЧИНЕНИЯ

 

Элегии

 

1. ПЛУТАРХ. Кимон, 4 (из Дидима): Кимон, сын Мильтиада, происходил от матери Гегесипилы, родом фракиянки, дочери царя Олора, как об этом сообщается в сти­хотворениях Архелая и Меланфия, посвященных самому Кимону. . . Несомненно, однако, что Кимон страстно любил сожительствовавшую с ним по закону Исодику, дочь Эвриптолема, и тяжело переживал ее смерть, насколько можно судить по элегиям, написанным по случаю утешения в скорби и обращенным к нему. Сочинителем этих элегий философ Панетий считает физика Архелая; догадка его согласуется с хроно­логией.

 

Природоведение (ср. А 2)

 

1а. ПЛУТАРХ. Об абсолютном холоде, 21. 954 ЕГ: Поэтому земля не сгорает вполне или же горит едва и с трудом. Воздух при обжигании часто испускает из себя пламя, пылает и сверкает, а влага служит пищей теплу, так как в дереве горит не твер­дое, но сырое вещество, когда же оно испарится, то остается твердое и сухое вещество, обратившееся в золу. Стремящиеся во что бы то ни стало доказать, что и этот остаток превращается и истребляется, [пытаются сжечь его], многократно смачивая елеем и жиром, но не достигают цели: всякий раз, как жирная часть выгорает, неизменно остается землистый остаток. Вот почему, имея в виду не только неподвижное пребы­вание земли на одном месте, но и ее субстанциальную непревращаемость, древние назвали ее Гестией, поскольку она «пребывает в доме богов», и kli>ta по причине ее не­подвижности и затверделости, каковой [земли?] «скрепление — холод», как сказал Архелай-физик, ибо ничто не может расслабить или размягчить ее при нагревании, в накаливании.

539

Spuria

 

«О священном искусстве»

 

2. Berthetot, Собрание греческих алхимических трактатов, т. I, с. 25, 6: Знай дорогой мой, имена творцов [золота]: Платон. . . Теофраст, Архелай, Петасий и т. д.

Сохранилась алхимическая поэма «Архелая-философа о священном искусстве в ямбических стихах» (336 ямбов ранневизантийский эпохи), издано в: Physici et medici graeci minores, ed. Ideler, vol. II, p. 343 sq.

 

C

Влияние Архелая на псевдогиппократовские трактаты «О диете» (I, 9. 10) и «О сед­мицах» (гл. 13) предполагает Fredrich, Hippokratische Unters., p. 135, 139; также на Петрона из Эгины и Геродика из Селимбрии у Лондонского Анонима (Anon. Lond 20, 2; 9, 34).