Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры
Интернет-ресурсы

МОО «Платоновское философское общество»

ФАЛЕС

 

А. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ

 

1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 22—44: (22) Итак, Фалес, как говорят Геродот [I, 170], Дурис [FGrHist 76 F 74] и Демокрит [68 В 115 а= 156Л.], происходил от отца Экcамия и матери Клеобулины, из рода Фелидов, а Фелиды — финикийцы, благороднейшие из потомков Кадма и Агенора. <Он принадлежал к числу семи мудрецов>, как среди прочих говорит Платон [Протагор 343 а= 10, 2], и первым был назван “мудрецом” в архонтство Дамасия в Афинах [582/581 г. до н. э.], при котором были названы “мудрецами” и семеро, как говорит Деметрий Фалерский в “Списке архонтов” [FGrHist 228 F 1 = фр. 149 W.). Милетское гражданство они [Фелиды] получили, когда — изгнанные из Финикии — прибыли [в Милет] вместе с Нейлеем. По словам же большинства, он был коренной милетец и знатного рода.

(23) После государственных дел он предался изучению природы. И согласно некоторым, не оставил ни одного сочинения (так как приписываемая ему “Морская астрономия”, как полагают, принадлежит Фоку Самосскому [гл. 5, ср. 11 В 1]; Каллимах, однако, знает его как открывателя Малой Медведицы, о чем говорит в “Ямбах” [фр. 191 Pfeiffer I, 167= А За] так:

... И, как говорили, вымерил звездочки Воза,
[Ориентируясь] по которому плавают Финикийцы),

а согласно другим, написал только два: “О солнцевороте” и “О равноденствии” [В 4], прочее сочтя непостижимым. По мнению некоторых, он первым занялся астрономией и предсказал солнечные затмения и солнцевороты, как говорит Евдем [фр. 144 Wehrli] в “Истории астрономии”, почему им и восхищаются Ксенофан [21 В 19] и Геродот [1, 74]. Об этом свидетельствуют также Гераклит [63 b M.] и Демокрит [156 Л.].

(24) По словам некоторых, он также первым сказал, что души бессмертны; к их числу принадлежит поэт Херил [фр. 12 Bern.]. Кроме того, согласно некоторым, он первым открыл прохождение [?] Солнца от солнцеворота к солнцевороту и первым сказал, что величина [= диаметр] Солнца составляет одну семьсот двадцатую часть <солнечной орбиты, равно как и величина Луны — одну семьсот двадцатую часть> лунной. Кроме того, он первым назвал последний день месяца тридцатым и, по словам некоторых, первым стал рассуждать о природе (peri phuseôs).

Аристотель [А 22] и Гиппий [86 В 7] говорят, что он наделял душой (psuche) даже неодушевленное, заключая (tekmairomenos) [о всеобщей одушевленности] по магнесийскому камню [магниту] и янтарю. Памфила [фр. 1 FHG] говорит, что, научившись геометрии у египтян, он первым вписал в круг прямоугольный треугольник и [в благодарность богам] принес в жертву быка; (25) другие, в том числе Аполлодор-логистик [ср. DL VIII 12], утверждают, что [это открытие сделал] Пифагор. (Он двинул далеко вперед изучение тех фигур, изобретение которых Каллимах в “Ямбах” [см. А За] приписывает фригийцу Эвфорбу, как-то: “неравносторонних и равносторонних треугольников” и вообще всего, что касается геометрического умозрения).

Полагают, что и в государственных делах он принимал мудрейшие решения. Так, например, когда Крез послал к милетцам [послов] на предмет заключения военного союза, он воспрепятствовал этому, что и спасло город после победы Кира.

Сам он, как рассказывает Гераклид [Понтийский] [фр. 45 W.], говорит, что жил в одиночестве и сторонился государственных дел. (26) Некоторые же говорят, что он женился и имел сына Кибиста, другие — что остался холостяком и усыновил сына сестры, а когда его спросили, почему он не заводит детей, то ответил: “Из детолюбия”. Говорят также, что, когда мать понуждала его жениться, он отвечал: “Еще не время”, а потом, когда молодость прошла, ответил на ее настояния: “Уже не время”. Иероним из Родоса во второй книге “Разрозненных записок” [фр. 39 W.] говорит, что, желая показать, как легко разбогатеть, он — предвидев будущий урожай маслин — нанял в аренду маслодавильни и собрал громадные деньги.

(27) Началом всех вещей он полагал воду, а космос — одушевленным (~живым, empsuchos) и полным божественных сил (daimones). Еще говорят, что он открыл времена года и разделил [год] на триста шестьдесят пять дней. Наставников у него не было, за исключением жрецов, с которыми он общался во время путешествия в Египет. Иероним говорит также [фр. 40 W.], что он измерил пирамиды по [их] тени, подметив момент, когда [наша тень] равна нашему росту.

По словам Миния [фр. 3 FHG] он был близким другом Милетского тирана Трасибула.

Знаменита история о треножнике, найденном рыбаками и посланном милетским народом мудрецам. (28) Рассказывают, что некие ионийские отроки [заранее] купили у милетских рыбаков улов с одной закидки невода. Когда же был вытащен треножник, то [между ними и рыбаками] возник спор, покуда милетцы не послали в Дельфы [вопросить оракул], и бог ответил так:

Потомок Милета, ты спрашиваешь Феба о треножнике?
Кто первый из всех в мудрости — тому присуждаю треножник.

Посему дают Фалесу, Фалес — другому [из семи мудрецов], тот — третьему и т. д. вплоть до Солона, а Солон сказал, что первый в мудрости — бог, и отослал [треножник] в Дельфы. Каллимах в “Ямбах” рассказывает об этом иначе [см. А 3 а], заимствовав [свою версию] у Меандрия Милетского [фр. 18 Jac.] По Каллимаху некий аркадянин Бафикл оставил после себя фиалу и завещал: “Отдать ее лучшему из мудрецов”. Отдали Фалесу и — по кругу — снова Фалесу, (29), а он отослал ее Аполлону Дидимскому с такими словами [посвятительной надписи] [фр. 191, 76 Pf.]:

Фалес дарит меня покровителю Нейлеева народа,
Дважды получив эту награду за первенство.

Прозаическая надпись [на фиале] гласит: “Фалес, сын Эксамия, милетец, — Аполлону Дельфинию, дважды получив [эту фиалу] в награду за первенство среди эллинов”. Как говорят Элевсис в сочинении “Об Ахиллесе” [FGrHist 55 F 1] и Алексон из Минда в IX книге “Мифических рассказов” [FGrHist 25 F I], сына Бафикла, носившего фиалу по кругу, звали Тирион.

Евдокс Книдский [фр. 371 Lass.] и Эвант Милетский [FHG III 2] говорят, что один из друзей Креза получил от царя [= Креза] золотой кубок с наказом отдать его “мудрейшему из эллинов”. Тот отдал его Фалесу, и кубок по кругу перешел к Хилону. (30) Хилон вопросил Аполлона Пифийского; кто мудрее его самого? Тот объявил Мисона, о котором скажем (Евдокс со своими последователями ставит его [в списке семи мудрецов] на место Клеобула, Платон [Протагор, 343 а 4] — на место Периандра). Так вот, Аполлон Пифийский возвестил о нем так:

Я говорю, что этеец Мисон, рожденный в Хене,
Превосходит тебя в сметливости ума.

А вопрошавшим [оракул] был Анахарсис. Платоник Даимах [FGrHist 65 F 6] и Клеарх [фр. 70 W.] говорят, что фиала была послана Крезом Питтаку, а затем обошла круг.

Андрон в “Треножнике” [фр. 1 FHG] сообщает, что аргосцы назначили наградой за доблесть мудрейшему из эллинов треножник; [победителем] выбрали спартанца Аристодема, но тот уступил Хилону. (31) Упоминает об Аристодеме и Алкей [фр. 360 Lobel—Page] в таких словах:

Так, говорят, изрек некогда в Спарте Аристодам отнюдь не беспомощное слово:
“Деньги делают мужа, а кто беден — тот не в чести”.

Некоторые говорят, что Периандр послал к Трасибулу, тирану милетскому” судно, груженное товаром; оно потерпело крушение в Косском море, и впоследствии некие рыбаки нашли треножник. Однако, по словам Фанодика [FGrH 397 F 4]. треножник был найден в афинских водах, доставлен в город и постановлением народного собрания послан Бианту. (32) А почему — скажем в главе о Бианте [I, 82].

Другие говорят, что треножник — гефестовой работы, подарен богом Пелопу на свадьбу, затем перешел к Менелаю и, похищенный Александром вместе с Еленой, был брошен в Косское море лаконянкой, сказавшей, что он станет предметом распря. По прошествии времени какие-то лебедосцы купили на этом самом месте закидку невода, и вместе с уловом попался треножник; препираясь с рыбаками, дошли до Коса и так как ничего не добились, докладывают милетцам (а Милет был метрополией [Лебедоса]). Милетцы же — так как посольство их было оставлено без внимания — идут войной на косцев, и вот, когда с обеих сторон уже было много павших, объявлен оракул: отдать [треножник] мудрейшему. Обе стороны сошлись на Фалесе, (33) а тот после того как треножник обошел [мудрецов по кругу и вернулся к нему] — посвятил его Аполлону Дидимскому. Оракул косцам был дан такой:

Не прежде прекратится вражда меропов и ионийцев,
Нежели треножник златой, который Гефест бросил в море,
Вышлете вы из города и достигнет он дома того мужа,
Который мудр в том, что есть, что будет и было.

А милетцам:

Потомок Милета, ты вопрошаешь Феба о треножнике?

и т. д., как сказано выше. Но об этом довольно.

Гермипп в “Жизнеописаниях” [фр. 12 FHG] приписывает Фалесу то, что некоторые рассказывают о Сократе: дескать, он не раз говаривал, что благодарен судьбе за три вещи: “Во-первых, за то, что родился я человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной; в-третьих — что эллином, а не варваром”. (34) Рассказывают, что старуха служанка вывела его как-то из дому созерцать звезды, а он упал в яму, и в ответ на его громкие стенания старуха сказала: “Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, думаешь познать то, что на небе?”. Как астронома его знает в Тимон, который хвалит его в “Силлах” [фр. 23 Diels] такими словами:

...И сколь мудр среди семи мудрецов Фалес в наблюдении звезд!

Лобон из Аргоса утверждает [фр. 8 Cr.] что написанное им достигает примерно двухсот строк и что надпись на его статуе гласит [АР VII 83]:

Сего Фалеса вскормил ионийский Милет и явил
Превосходящим всех астрономов мудростью.

(35) И что из песен [семи мудрецов] ему принадлежит эта:

Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль.
Ищи одну мудрость,
Выбирай одно благо:
Так ты заткнешь бесконечноречивые языки болтунов.

Предание донесло следующие изречения Фалеса:

Старше всех вещей — бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего — космос, ибо он творение бога.
Больше всего — пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего — мысль (nous), ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все.

Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же, — спросил кто-то, — ты не умираешь?” “Именно потому, что разницы никакой”, — ответил он.

(36) На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: “Ночь — одним днем раньше”. Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. “[Не только совершить], но и замыслить [не может]”, — ответил он. На вопрос прелюбодея, не дать ли ему [на суде] клятвы в том, что он не прелюбодействовал, Фалес ответил: “Клятвопреступление не страшнее прелюбодеяния”. На вопрос, что трудно. — “Знать себя”. Что легко? — “Наставлять другого”. Что всего слаще? — “Успех”. Что есть божество? — “То, у чего нет ни начала, ни конца”. Какую невидаль ему довелось увидеть? — “Тирана, дожившего до старости”. Как легче всего переносить несчастье? — “Если видишь, что врагам приходится еще хуже”. Как нам прожить самую лучшую и самую праведную жизнь? — “Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других”. (37) Кто счастлив? — “Кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Он говорит, что о друзьях надо помнить как в их присутствии, так и в их отсутствие. “Не красуйся наружностью, но будь прекрасен делами”. “Не наживай богатства нечестным путем”. “Да не настроит тебя никакой слух против тех, кому ты доверяешь”. “Какие взносы внесешь родителям — такие взымай о детей”.

Нил, по его словам, разливается потому, что этесии, дующие в противоположном направлении, отбрасывают его потоки назад.

Аполлодор в “Хронике” (FGrH 244 F 28] говорит, что он родился в первый год тридцать пятой олимпиады [640 г. до н. э.]. (38) А умер семидесяти восьми лет или, как говорит Сосикрат [фр. 10 FHG], девяноста, поскольку умер он в пятьдесят восьмую олимпиаду [548—545 гг. до н. э.] и еще был жив при Крезе, которому обещал устроить переправу без моста через Галио, отведя русло [546 г., ср.. также А б].

По словам Деметрия из Магнесии в “Одноименных [писателях и поэтах]”, было еще пять других Фалесов: первый — ритор из Каллатиды, отличавшийся дурным стилем; второй — живописец из Сикиона, талантливый; третий — очень древний, живший во времена Гесиода, Гомера и Ликурга; четвертый —которого упоминает Дурис в трактате "О живописи” [FGrH 76 F 31; II, 147]; пятый — живший недавно, безвестный, о котором упоминает Дионисий в “Критических сочинениях”.

(39) Умер Фалес-мудрец, когда смотрел гимнический агон, от палящего зноя, жажда и немощи, уже стариком. На могиле его написано:

Взгляни на эту могилу — она мала, но слава
Многомысленного Фалеса высока до неба.

И у нас в первой книге “Эпиграмм” или “Всеразмернике” есть на него такая эпиграмма:

Гелиос Зевс! Смотревшего некогда гимнический агон
Мудрого мужа Фалеса ты похитил со стадиона.
Хвалю тебя за то, что подвел ты его поближе, ибо старец
Уже не мог более видеть звезды о земли.

(40) Ему принадлежит изречение “Знай себя”, но Антисфен в “Преемствах” [фр. 3 Jac.] говорит, что оно принадлежит Фемоное, а присвоено Хилоном. [Далее (40—42) ом. гл. 10, 1 выше; 43—44 — подложные письма Фалеса к Ферекиду и Солону].

2. СУДА под словом “Фалес” [1-й абзац из “Именослова” Гесихия Милетского, 2-й — из А 1]: Фалес, сын Эксамия и Клеобулины, милетец, по Геродоту же [ом. 11 А 4] — финикиец, родился до Креза в 35-ю олимпиаду [640—647 гг. до н. э.], а по Флетонту известен уже в 7-ю [752—749 гг. до н. э.]. Написал: о небесных явлениях в гексаметрах [ср. В I], “О равноденствии” [В 4] и многое другое. Скончался в старости, когда смотрел гимнический агон, сдавленный толпой и обессилевший от жары.

Фалес первым был назван мудрецом и первым сказал, что душа бессмертна, а также постиг затмения и равноденствия. Изречений его очень много, в том числе и пресловутое “Знай себя”. Изречение “Где порука — там беда” скорее принадлежит Хилону, который присвоил его и “Ничего слишком” [ср.: Кедрен I, 275, 14 В].

Фалес, философ природы, предсказавший затмение Солнца при Дарии.

3. Схолии к ПЛАТОНУ, Государство, 600 а [из Гесихия Милетского]: Фалес, сын Экоамия, милетец, а по Геродоту — финикиец. Он первым был назван мудрецом, так как открыл, что затмения Солнца происходят вследствие покрытия его Луной, и первым из эллинов узнал Малую Медведицу и солнцевороты, а также [рассуждал] о величине Солнца в о природе. По магнесийскому камню и янтарю [он заключил, что] и неодушевленные предметы каким-то образом имеют душу. Начало элементов — вода. Космос, по его словам, одушевлен и полон божественных сил. Он был обучен в Египте жрецами. Его — “Знай себя”. Умер одиноким стариком, когда смотрел гимнический агон, обессилев от жары.

3 а. КАЛЛИМАХ. Ямбы фр. 191, от. 52—73 Pfeiffer (Оксиринхский папирус 1011+ ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 23. 25; контекст см. А 1, §28 выше):

[Тирион] отплыл в Милет, ибо победа была
За Фалесом, который вообще был сноровист умом
И, как говорили, вымерил звездочки Воза,
55 [Ориентируясь] по которому плавают финикийцы.
Нашел долунник [= аркадянин] с добрым предзнаменованьем
Старца в святилище [Аполлона] Дидимокого
Скребущим тросточкой землю и чертящим фигуру,
Открытую фригийцем Эвфорбом — тем, что из людей
60 Первый начертил треугольники и неравносторонние [фигуры],
Изобрел глобус и научил поститься, [воздерживаясь]
От [мяса] живых существ, а италийцы его послушались —
Правда, не все, а лишь гнетомые < несчастной судьбой.>
Ему, стало быть, сказал <сын Бафиклов> так,
65 Вы<нув> тот цельнозолотой кубок <из котомки>:
“Отец мой наказал отдать се<й кубок >
Тому из вас, [семерых] мудрецов, кто <всех лучше>,
И я вручаю < награду за первенство — тебе”.
<Стукнул старец> посохом оз<емь>
70 <И, почесывая> другой рукой бороду,
Сказал: “Дар <я не приму >,
А ты, е<жели чтишь> сло<ва род>ителя,
Биант...

4. ГЕРОДОТ, I, 170: [После покорения Ионии Киром в 547/6 г. до н. э. Биант дал ионийцам совет переселиться в Сардинию и основать там единое ионийское государство]. . . А еще до сокрушения Ионии полезным было предложение, внесенное [на съезде пробулов ионийского Двенадцатиградия в Панионии] Фалесом, мужем милетским, а со стороны своих предков — финикийцем по происхождению; он уговаривая ионийцев держать один булевтерий [=дом заседаний государственного совета), и быть тому булевтерию в Теосе, ибо Теос — центр Ионии, а прочим полисам [Двенадцатиградия], оставаясь по-прежнему населенными, [в правовом отношении] рассматриваться так, как если бы они были демами.

* ЭЛИАН. Пестрая история, 3, 17: Философы также занимались государственной деятельностью, а не только жили в тиши, отличаясь одними интеллектуальными достоинствами. . . Солон [был во благо] афинянам, Биант и Фалес оказали большую пользу Ионии, Хилон — лакедемонянам, Питтак — митиленцам, Клеобул — родосцам [следует 12 А З].

* ФЕОДОРИТ. Врачевание, I, 24 (1, 110, 2 Canivet): Фалеса одни считают милетцем, а Леандр и Геродот называют финикийцем.

5. ГЕРОДОТ, I, 74: Война между ними [лидийцами и мидянами] шла с переменным успехом, когда на шестой год произошло сражение. И случилось так, что, когда завязалась битва, день внезапно стал ночью. Это пресечение дня предсказал ионийцам на будущее Фалес Милетский, назначив в качестве срока, [в течение которого должно произойти затмение,] тот самый год, в который оно как раз и произошло. А лидийцы и мидяне, как только увидали, что вместо дня сделалась ночь, сразу же прекратили битву и — как те, так и другие — весьма поспешили заключить мир.

КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, I, 65 (II, 41, 9—15 St.): Евдем в “Истории астрономии” [фр. 143 Wehrli] говорит, что Фалес предсказал затмение Солнца, происшедшее в то время, как завязали между собой сражение мидяне и лидийцы; над мидянами тогда царствовал Киаксар, отец Астиага, над лидийцами — Алиатт, отец Креза... Время [этого сражения] приходится на 50-ю олимпиаду [580—577 гг. до н. э.].

ТАТИАН. Послание к эллинам, 41: Помянем о времени семи мудрецов: самый старший из них — Фалес — был [известен] в пятидесятую олимпиаду. . .

Эксцерпты из “Хроники” ЕВСЕВИЯ: (а) ГЕОРГИЙ СИНКЕЛЛ, Хронография:

“Фалес Милетский предсказал полное затмение Солнца”. Согласно армянскому переводу — во 2-й год 49-й олимпиады [583 г. до н. э.]; (b) согласно КИРИЛЛУ АЛЕКСАНДРИЙСКОМУ. Против Юлиана, I, 13 Е — в 50-ю олимпиаду [580—577 гг. до н. э.]; (о) согласно лат. переводу ИЕРОНИМА: “Произошло затмение Солнца, которое предсказал Фалес ... сражались Алиатт и Астиаг в год от Авраама 1432-й” [585 г. до н. э.].

ЦИЦЕРОН. О дивинации, I, 49, 112: [Пример предсказания будущего, основанного не на божественном наитии, а на человеческом разуме]. И он же [Фалес], по преданию, первым предсказал затмение солнца, которое произошло в царствование Астиага.

ПЛИНИЙ. Естественная история, II, 53.: У греков первым исследовал [причину затмений] Фалес Милетский в четвертый год XLVIII олимпиады [585—584 г. до н. э.], предсказав затмение солнца, которое произошло при царе Алиатте, в год от основания Рима CLXX.

6. ГЕРОДОТ I, 75: [Крез начал войну с Киром (546 г. до н. э.)] Когда же Крез достиг реки Галис, то засим, как я полагаю, он переправил войско по имевшимся мостам, а среди эллинов преобладает молва, что [войско] ему переправил Фалес Милетский. Дескать, когда Крез недоумевал, как же ему перевести войско через реку (поскольку, мол, нынешних мостов в то время еще не было), присутствовавший в лагере Фалес сделал в угоду ему так, чтобы река, текущая по левую руку от войска, потекла бы также и по правую, а сделал он это так: выше лагеря [по течению] он начал рыть глубокий канал и провел его в виде полумесяца, с тем, чтобы [река], отведенная по каналу из старого русла, охватила войсковой стан с тыла и, минуя лагерь, снова впадала в старое русло. Так что, едва лишь река разделилась, как тотчас же стала переходимой [вброд] о обеих сторон. Иные пуще того утверждают, что старое русло пересохло вовсе. Но я этого не допускаю: как же они тогда переправились на обратном пути?

7. ЕВСЕВИЙ. Хроника: а) у КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, Против Юлиана, I, 12: Говорят, что Фалес Милетский, первый философ природы, родился в тридцать пятую олимпиаду [640—637 г. до н. э.], а жизнь его продлилась до пятьдесят восьмой олимпиады [548—545 г. до н. э.]; b) у ИЕРОНИМА под 1-м годом 35-й сл. [640 г. до н. э.] [в арм. пер. — 2-й год 35-й олимпиады, т. е. 639 г. до н. э.]: Был известен [agnoscitur; читай: nasoitur “родился” — прим. ДК] Фалес Милетский, сын Эксамия, первый философ природы, который, как сообщают, прожил до LVIII олимпиады.

АБУ-Л-ФАРАДЖ. История династий, с. 33 Pococke: Кирилл в своей книге против Юлиана передает… что Фалес жил за 28 лет до начала царствования Навуходоносора. Порфирий же говорит, что Фалес достиг расцвета через 123 года после Навуходоносора (589—586 гг. до н. э.).

8. Парижский “Исторический сборник” [Cramer. Anecdota Paris., II, 263], в 6-й год царствования Гиския [10-я олимпиада= 740 г. до н. э.]: В эти времена Фалес Милетский умер на Тенедосе, и была известна Сивилла Эритрейская. Пасхальная хроника, 214, 20 Bekker, 5-й год Гиския [3-й год 10-й олимпиады= 738 г. до н. э.]:

В этом году Фалес Милетский, философ, умер на Тенедосе.

ПЛУТАРХ. Солон, 12: [Контекст см. 3 В 10]. Подобную догадку, говорят, высказал и Фалес: якобы он велел похоронить себя после смерти в одном захудалом и находившемся в небрежении месте милетской хоры, предсказав, что некогда оно станет агорой милетцев.

9. ПЛАТОН. Теэтет, 174 а 4: [Пример созерцательной жизни философа, далекого от политики и непрактичного в обыденной жизни]. Рассказывают, Феодор, что, наблюдая звезды и глядя наверх, Фалес упал в колодец, а какая-то фракиянка — хорошенькая и остроумная служанка — подняла его насмех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что перед ним и под ногами, не замечает. Ср. А 1. § 34 выше.* У ТЕРТУЛЛИАНА (К язычникам, II, 4) над Фалесом смеется “египтянин”.

* АРИСТОТЕЛЬ. Никомахова этика, VI, 7, 1141 b 2—8: Из сказанного ясно, что мудрость (sophia) есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Поэтому Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрыми (sophoi), ноне умными (phronimoi), видя, что они игнорируют собственную выгоду, и говорят, что они знают нечто исключительное, изумительное, трудное и божественное, но бесполезное, ибо они ищут не человеческих благ.

*ПЛУТАРХ. Солон, 3, 8: По всей вероятности, в те времена [во времена Солона] мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (theôria), а остальные снискали имя “мудрецов” за свою политическую доблесть.

* (У АРИСТОФАНА имя Фалес употребляется дважды в качестве нарицательного: применительно к Сократу в “Облаках” (ст. 180: “Так что же мы удивляемся тому Фалесу?”) и Метону в “Птицах” (ст. 1009: “Ну сущий Фалес”) как реакция обыденного сознания на экстраординарную ученость в связи о астрономией и геометрией и оба раза о упоминанием “циркуля” (diabêtês: “Облака” 178, “Птицы” 1003) как характерного атрибута Фалеса].

* ФЕМИСТИЙ. Речь 26, 317 а (II, 127, 15 Downey—Norman) [Философия, как в культура, постоянно развивается]: Так, до Фалеса Милетского [т. е. Фалеса как философа] ходили по устам немногие изречения самого Фалеса [как мудреца] и других мудрецов, коими в поныне исписаны стены в писчие дощечки, изречения полезные и содержащие изрядный смысл, даже максимум смысла, выразимого в двух словах, но все же бездоказательные, похожие на приказ и назидающие лишь в малой толике добродетели. Фалес же впоследствии, уже под старость, впервые занялся природой, воззрел на небо, исследовал звезды и публично предрек всем милетцам, что будет ночь среди дня, и зайдет солнце горе, и набежит на него луна, так что отсекутся лучи его и свет дневной. Фалес, который привнес столько [нового], не изложил, однако, своих открытий в письменном сочинении — ни сам Фалес, ни кто-либо другой из его современников [следует АНАКСИМАНДР, А 7].

10. АРИСТОТЕЛЬ. Политика, А IV, 4. 1259 а 3: Кроме того, следует собирать и то, что рассказывают там и сям о средствах, благодаря которым те или иные лица преуспели в наживе состояния: все это полезно для тех, кто уважает искусство наживы. Такова, например, [уловка] Фалеса Милетского: (5) это проявление смекалки в искусстве обогащения, которое приписывают Фалесу из-за его мудрости, тогда как на самом деле оно имеет универсальный смысл. Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем [богатом] урожае маслин, еще зимой — благо у него было немного денег — раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, нескольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. (6) Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость. Там же. 1259 а 31: Спекуляция (horama) Фалеса и сицилийского торговца железом одна и та же: оба с помощью хитрой уловки приобрели себе монополию. Ср.: ИЕРОНИМ [РОДОССКИЙ, А 1, § 34 выше и ЦИЦЕРОН. О дивинации, 1, 49, 111.

* ПЛАТОН. Государство, X, 600 а 4: А рассказывают ли о многочисленных хитроумных изобретениях [Гомера] в искусствах, ремеслах или каких-либо других видах практической деятельности, свидетельствующих о нем как о муже, искушенном (sophos) в делах, подобно тому как [это рассказывают] о Фалесе Милетском и скифе Анахарсисе?

* ПЛУТАРХ. О сообразительности животных, 16, 971 А—С: Примеров хитрости животных много. Оставляя в стороне уловки лис, волков, журавлей и галок (они и без того известны), я приведу в пример Фалеса, древнейшего из мудрецов, который, говорят, вызвал немалое восхищение тем, что перехитрил мула. Рассказ таков: один из мулов-солевозов, войдя в реку, случайно поскользнулся, соль растаяла, а он, поднявшись налегке, смекнул, в чем тут причина, и запомнил ее. И с тех пор всякий раз при переходе реки он нарочно окунал мешки в воду, присаживаясь и наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками, взвалить их на мула и гнать его в путь. Сделав то же, что обычно, и наполнив груз водой, мул сообразил, что ухищрения его невыгодны для него самого, и впредь переходил реку так внимательно и осторожно, что ни разу не замочил груза даже нечаянно. Ср.: ЭЛИАН. О своеобразии животных, VII, 42.

*НИКОЛАЙ ИЗ ДАМАСКА, фр. 68 [FGrH II А, 372, 19]: Некоторые говорят, что Фалес по каким-то приметам предвидел дождь и посоветовал в тот час не выходить из дому.

11. ПРОКЛ. Комм. к Евклиду, 65, 3—11 Friedlein = ЕВДЕМ. История геометрии, фр. 133 Wehrli: Как у финикийцев начало точному знанию чисел было положено благодаря торговле и сделкам, так и у египтян геометрия была изобретена по указанной причине. Съездив в Египет, Фалес впервые перенес эту науку в Элладу; многое он открыл сам, а принципы многих [других знаний] указал тем, кто пришел после него: одно он изучал в более общем виде, другое — в более чувственном.

* ГЕРОДОТ, II, 109: Думается мне, что геометрия была изобретена здесь [в Египте] и отсюда перешла в Элладу.

ПЛУТАРХ. Об Исиде и Осирисе, 10, 354 DE:...* Мудрейшие из эллинов — Солон, Фалес, Платон, Евдокс и Пифагор —...ездили в Египет и беседовали [— учились] с жрецами.

Там же, 34, 364 CD: Египтяне говорят, что Солнце и Луна объезжают [небо] не на колесницах, а на кораблях, намекая на их рождение из влаги и питание влагой. Думают, что и Гомер полагает воду началом и “родителем” [Ил. XIV, 201] всех вещей, подобно Фалесу научившись у египтян.

ИОСИФ ФЛАВИЙ. Против Аниона, I, 2; 14: Все единогласно признают, что первые эллинские философы, размышлявшие о вещах небесных и божественных, как, например, Ферекид Сиросский, Пифагор и Фалес, были учениками египтян и халдеев и написали немного, причем эти сочинения эллины считают самыми древними и с трудом верят в то, что они [действительно] написаны ими.

Мнения философов (Псевдо-Плутарх), I, 3, 1: Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.

ЯМВЛИХ. О пифагор. жизни, 12: [Фалес] склонил [Пифагора] плыть в Египет и войти в контакт с жрецами, особенно с жрецами Мемфиса и Диосполя, так как, мол, и сам он набрался у них того, что создает ему репутацию мудреца среди большинства.

11 а. ГИМЕРИЙ. Речи, 28, 2 Colonna:...И Алкей в своих песнях славил Фалеса. когда Лесбос < справлял > всенародный праздник. . . [=АЛКЕЙ, фр. 448 Lobel— Page].

 

Учение

 

12. АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, I, 3, 983 b 6 [Предвосхищение предшественниками Аристотеля его учения] о 4-х причинах (aitiai) или началах (archai) бытия: материального, формального, движущего и целевого]: Большинство первых философов полагали начала, относящиеся к разряду материи, единственными началами всех вещей: из чего все сущие [вещи] состоят, из чего, как из первого, они возникают и во что, как в последнее, они уничтожаются... это они полагают элементом и это — началом сущих [вещей].

Там же. 983 b 18: Однако количество и вид (eidos) такого начала (archê) не все определяют одинаково. Так, Фалес, родоначальник такого рода философии, считает [материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля — на воде). Вероятно, он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех [существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за счет нее, а “то, из чего [все] возникает”, — это” [по определению], и есть начало всех [вещей]. Вот почему он принял это воззрение, а также потому, что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина роста содержащих влагу [существ] — вода.

Некоторые полагают, что уже первые богословы, жившие в глубочайшей древности и задолго до нынешнего поколения, держались того же воззрения на природу, [что и Фалес]: дескать, в своей поэзии они изобразили праотцами всего возникшего Океана и Тефию и [говорили], что боги клянутся водой или, как они сами {поэты} ее называли, Стиксом: старейшее, [рассуждают “некоторые”], чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем клянутся, [следовательно, “вода” = “старейшее”, to presbutatov). Действительно ли это мнение о природе столь древнее и старое — пожалуй, неясно, однако Фалес, говорят, высказался о первой причине (aitia) указанным образом.

* 12 а. Мнения философов, I, 3 (“О началах”), 1 [слова “сей муж. . . постарше” отсутствуют у Стобея; вставка Псевдо-Плутарха]: Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] — вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.) Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало (archê) всех животных — сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер высказывает о воде такое суждение: “Океан, который всем прародитель”.

* 12 b. ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 1: Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной — вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [~ замерзания], а также испарения. Все плавает по воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: “То, у чего нет ни начала, ни конца”.

* 12с. ГЕРАКЛИТ-АЛЛЕГОРИСТ. Гомеровские вопросы, 22: Влажное вещество, с легкостью преображаясь [собств. “перелепливаясь”] во всевозможные [тела], принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом. Кто ж породил это воззрение? Разве не Гомер, сказавший: “Океан и т.д.”?

13. СИМПЛИКИЙ. Комм. к “Физике”, 23, 21=ТЕОФРАСТ. Физические мнения, фр. 1 Diels [В комментируемом пассаже “Физики” I, 2. 184 b 15 сл. Аристотель устанавливает искусственную дихотомическую классификацию всех мыслимых учений о физических принципах или началах: начало (arche) либо одно, либо их много, и если одно — то либо движущееся, либо неподвижное, и если движущееся — то либо конечное, либо бесконечное и т. д.]: Из тех, кто полагает одно движущееся начало (их [Аристотель] называет физиками в собственном смысле слова), одни считают его конечным, как, например, Фалес, сын Эксамия, милетец, и Гиппон [гл. 38], которого считают безбожником. Они полагали, что начало — вода, причем на это их навело чувственное восприятие. Так, теплое живет за счет влажного, умирающее высыхает, сперма всех [живых существ] влажная, всякая пища пропитана соками. А из чего каждое [существо] состоит, тем оно и питается. Между тем вода — основа (archк) всякой жидкости и то, без чего не может существовать ни одно [существо]. Поэтому они приняли за начало всего воду и объявили, что Земля покоится на воде.

ОН ЖЕ. Комм. к “Физике” 203 а 16 [Платон и пифагорейцы рассматривают бесконечное как субстанцию, “а все физики всегда полагают субстратом бесконечного какую-нибудь другую субстанцию из числа так называемых элементов, как-то: воду, воздух или среднее между ними”], с. 458, 19: *“Физиками” Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики, приняв в качестве субстрата становящихся вещей материю и рассматривая ее бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как субстанцию, а как акциденцию.* Одни из них, приняв один какой-нибудь элемент, полагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес — воду, Анаксимен и Диоген — воздух, Анаксимандр — среднее [между водой и воздухом]...

СЕРВИЙ. Комм. к “Энеиде”, XI 186 (II, 497, З): У разных народов существовали разные виды погребения: вот почему одних закапывают, других сжигают... Фалес, утверждающий, что все рождается из воды, говорит, что тела следует закапывать, дабы они могли разложиться на влагу.

13 а. Мнения философов (Стобей) I, 17, 1 (“О смеси и слиянии”): Фалес и его последователи считают слияние смешением элементов, приводящим к качественному изменению.

13 b. Там же, II, 1, 2: Фалес и его последователи [признают] один космос.

13 с. Там же, II, 12, 1: Фалес, Пифагор и его последователи полагают, что небесная сфера разделена на пять кругов, которые они именуют поясами: один из них называется арктическим и всегда видимым, другой — летним тропиком, третий — [небесным] экватором, четвертый — зимним тропиком, пятый — антарктическим и невидимым. Так называемый зодиак наискось накладывается на три средних круга, касаясь всех трех. Всех их под прямым углом — с севера на юг — пересекает меридиан.

14. АРИСТОТЕЛЬ. О небе, II, 13, 294 а 28 [Причина неподвижности Земли: одни, подобно Ксенофану, говорят, что “она уходит своими корнями в бесконечность”]: Другие говорят, что [Земля] покоится на воде. Это древнейшая теория [неподвижности Земли], которую мы унаследовали по преданию; говорят, что ее высказал Фалес Милетский. Она гласит, что [Земля] остается неподвижной потому, что она плавает как дерево или какое-нибудь другое подобное [вещество] (ни одному из них не свойственно по природе держаться на воздухе, а на воде свойственно), — как будто о воде, поддерживающей Землю, нельзя сказать того же, что и о Земле. Воде также не свойственно по природе держаться на весу — она всегда находится на чем-то. СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 522, 14: [Аристотель] излагает [мнение] Фалеса Милетского, полагающего, что Земля плавает как дерево на воде или какое-нибудь другое [вещество], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде. Аристотель возражает против этого мнения. Вероятно, оно господствовало потому, что такое учение, [выраженное] в форме мифа, имеется у египтян, и Фалес, вероятно, заимствовал его оттуда [из Египта]. Ср.: ПЛУТАРХ. Об Исиде и Осирисе. 34 [=А 11 выше].

* 14 а. ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 158 С: Как, по словам Фалеса, при уничтожении Земли рухнет весь мир, так и прекращение [доставки] пищи означает развал дома, ибо вместе с пищей уничтожаются огонь очага, очаг, кратеры, приемы гостей и т. д.

15. СЕНЕКА. Естественнонаучные вопросы, III, 13 [Почему реки не иссякают? Потому что вода — элемент, 1/4 часть Вселенной, ее запасы огромны и неисчерпаемы]. Добавлю, что она, как говорит Фалес, — могущественнейший элемент. Этот [элемент] был вначале, полагает он, из него все возникло [~поднялось, surrexisse]*...(14) Следующее мнение Фалеса нелепо: он говорит, что земной круг поддерживается водой и плавает наподобие корабля, а когда говорят, что [Земля] трясется, то она [на самом деле] качается на волнах по причине подвижности воды. Неудивительно, стало быть, что влага для порождения рек не иссякает, коль скоро весь мир целиком во влаге. *Отвергни напрочь это старинное и неотесанное мнение. И нет никакого основания, чтобы ты, [Луцилий], верил, будто вода просачивается на поверхность Земли через трещины и образует придонный сток [собств. “сточные воды на дне корабля”, sentina].

* Там же, кн. VI (“О землетрясении”), гл. 6: О том, что причина [землетрясений] в воде, говорилось разными [философами] и на разных основаниях. Фалес Милетский полагает, что вся Земля несома лежащей под ней влагой и плавает в ней, как бы ты ее ни называл: Океаном, великим ли морем, или же чистой от примесей других веществ водой и влажным элементом. Этими-то волнами, по его словам, и поддерживается круг земной, словно некий огромный и тяжелый корабль, теми водами, на которые он давит. Излишне излагать причины, вследствие которых он считает невозможным, чтобы носителем тяжелейшей части мира был столь тонкий и летучий воздух, ибо речь сейчас идет не о положении Земли, а о колебании.

* Мнения философов (Псевдо-Плутарх), III, 15, 1: Фалес и Демокрит связывают причину землетрясений с водой.

Там же, III, 11, 1: Последователи Фалеса полагают, что Земля — в центре [Вселенной].

16. ГЕРОДОТ, II, 20 [“Желавшие отличиться мудростью” греки дали три объяснения разливов Нила, два из которых едва заслуживают упоминания]: Первое из двух гласит, что в разливах реки повинны [—причиняют, aitioi] ветры-этесии, препятствующие Нилу вытекать в море.

Мнения философов (Псевдо-Плутарх), IV, 1, 1: Фалес полагает, что ветры-этесии, дующие на Египет в лоб, поднимают [водную] толщу Нила, так как его течение в устье останавливается вздутием прибрежной морской полосы. Ср. А 1, § 37 выше.

17. ТЕОН СМИРНСКИЙ. О математических знаниях, полезных для чтения Платона, с. 198, 14 Hiller [эксцерпт из платоника Деркиллида]: Евдем в “Истории астрономии” [фр. 145 Wehrli] сообщает, что Энопид [гл. 41, 7] первым открыл наклонение зодиака и цикл великого года, а Фалес — затмение Солнца и то, что его период, относящийся к солнцеворотам, не получается всегда равным.

17 а. Мнения философов, II, 13, 1 (“Какова сущность звезд, блуждающих и неподвижных”): По мнению Фалеса звезды состоят из земли, но при этом раскалены. Там же, II, 20, 9 (СТОБЕЙ): По мнению Фалеса Солнце — землистого состава. * Там же, II, 25, 8 (СТОБЕЙ): Фалес утверждал, что Луна состоит из земли.

Там же, II, 24, 1: Фалес первым сказал, что затмение Солнца происходит, когда Луна, по природе своей землеобразная, проходит под ним по отвесной линии, причем видно это, когда [наблюдатель] находится в позиции зеркального отражения [= “на одной прямой”] по отношению к диску.

* Оксиринхский папирус 3710, стб. II, 36—43; т. 53 (1986), стр. 97 (Комм. к “Одиссее”, XX; 2-й век н. э.): О том, что затмения бывают в новолуние, говорит Аристарх из Самоса, который пишет: “Фалес сказал, что Солнце затмевается, когда его покрывает Луна, умозаключив об этом по тому дню, в который [обычно] происходят затмения. Этот день одни называют триакадой (тридцатым), другие неоменией (новолунием)”.

Ср.* ЦИЦЕРОН. О государстве, I, 16, 25 (теория затмений Анаксагора, ср. 59 А 18): ... Таким образом, хотя и не во всякое новолуние, но все-таки происходить это может только в новолуние ... В те времена это была новая и неизвестная теория — о том, что затмения Солнца происходят вследствие покрытия его Луной. Говорят, что впервые это понял Фалес Милетский. См. также:* Мнения философов, II, 28, 5= 59 А 77 (“Фалес, Анаксагор, Платон и стоики” о конъюнкции и затмениях).

17 b. Мнения философов, II, 27, 5 (Стобей): Фалес первым сказал, что [Луна] освещается Солнцем. Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Метродор — то же.

18. ПЛИНИЙ. Естественная история, 18, 213: Гесиод, которому также приписывают “Астрономию” [гл. 4], передает, что утренний заход Плеяд происходит в день осеннего равноденствия, а Фалес — что на 25-й день после равноденствия [следует 12 А 20].

[Свидетельства ДИОГЕНА, Платонова схолиаста и КАЛЛИМАХА (МЕАНДРИЯ?) об “открытии” Малой Медведицы см. выше: А 1, § 23; А 3; А 3 а]* Схолии к “Илиаде” XVIII, 487: [Малую Медведицу= Киносуру] Гомер не упоминает, поскольку она была открыта позже Фалесом Милетским, одним из семи мудрецов.* Схолии к АРАТУ, 27. 39: [Медведиц= Колесниц] — две. Большую открыл Навплий, а вторую, меньшую — Фалес Мудрый.* ГИГИН. Астрономия, II, 2: [Почему Малая Медведица называется Финикийской звездой?] Дело в том, что Фалес, который тщательно исследовал этот предмет [Малая Медведица — более точный навигационный ориентир, чем Большая] и первым назвал ее Медведицей, был родом финикиец, как говорит Геродот...

19. АПУЛЕЙ. Флориды, 18: Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл величайшие вещи: круговороты времен года, ветров дуновения, звезд движения [~ пути, орбиты], громов дивные громыхания, планет (sidera) извилистые пути, Солнца годичные повороты [reverticula = tropai], a также [объяснил] нарождающейся Луны прибывание, стареющей — убывание, затмевающейся — преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет он придумал божественный расчет [~ пропорцию, ratio], относящийся к Солнцу, [вычислив] сколько раз своей величиной [= диаметром] Солнце меряет ту окружность, которую оно пробегаем (а я не только выучил этот расчет, но и подтвердил его верность своими опытами). Рассказывают, что Фалес поведал о недавно сделанном открытии Мандролиту из Приены. Тот пришел в неописуемый восторг от [приобретенного им] нового и неожиданного познания и велел просить у него в награду за столь ценный урок такую плату, какую Фалес пожелает. “Довольно мне будет платы, — сказал мудрый Фалес, — ежели, вздумав разгласить кому-либо то, чему ты научился от меня, ты не припишешь этого открытия себе, но назовешь первооткрывателем меня и никого другого”.

ЮЛИАН. Речи, III, 162, 2 Hertlein: Кто-то спросил [Фалеса], сколько он должен заплатить за то, чему научился. “Заплатишь цену сполна, — ответил Фалес, — признанием, что научился у меня”.

* ФИЛОСТРАТ. Жизнь Аполлония Тианского, II, 5; I, 126 Conybeare:... Клазоменец Анаксагор [59 А 6] наблюдал небесные тела с [горы] Мимант в Ионии, а Фалес Милетский — с находящегося по соседству [мыса] Микале.

20. ПРОКЛ, Комм. к Евклиду, 157, 10—11 Friedlein: To, что круг делится диаметром пополам, говорят, впервые доказал знаменитый Фалес.

Там же, 250, 20—251, 2: Древнему Фалесу мы обязаны открытием многих теорем, в том числе и следующей теоремы. Как сообщают, он первым установил и сказал [= сформулировал], что-де во всяком равнобедренном треугольнике углы при основании равны, причем равные углы (isas) он на архаический манер назвал “подобными” (omoias).

Там же, 299, 1—4 = ЕВДЕМ. История геометрии, фр. 135 Wehrli: Таким образом, эта теорема доказывает, что при пересечении двух прямых вертикальные углы равны. Как говорит Евдем, она была впервые открыта Фалесом.

Там же, 352, 14—18 = ЕВДЕМ. История геометрии, фр. 134: Евдем в “Истории геометрии” возводит эту теорему [ЕВКЛИД, I, 26: два треугольника равны, если два угла и одна сторона одного из них равны двум углам и одной стороне другого] к Фалесу. По его словам, чтобы найти расстояние [от берега] до находящихся в море кораблей тем способом, который предание приписывает Фалесу, необходимо использовать эту теорему.

21. ПЛИНИЙ. Естественная история, XXXVI, 82: Фалес Милетский изобрел способ измерения высоты пирамид путем измерения [их] тени в час, когда [наша тень] равна росту тела. Ср.: ИЕРОНИМ РОДОССКИЙ, А 1, § 27 выше. ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 2. 147 А: [Нилоксен говорит Фалесу:] Многим восхищается в тебе [фараон Амасис], в непомерный восторг привело его и то, как ты измерил пирамиду — без малейшего труда и не нуждаясь ни в каких инструментах, ты просто установил палку на край тени, которую отбрасывала пирамида, касанием луча света [с вершинами пирамиды и палки] получилось два треугольника, и ты наглядно показал, что пирамида относится к палке так же, как тень — к тени.

* 21 а. ЯМВЛИХ. Введение в “Арифметику” Никомаха, 10.8 Pist.: Фалес определил [число] как “совокупность единиц”, следуя египетскому воззрению, а именно в Египте он и занимался науками.

22. АРИСТОТЕЛЬ. О душе, А 5. 411 а 7: Некоторые говорят, что душа размешана во Вселенной. Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал, что все полно богов. Ср.:* АРИСТОТЕЛЬ. О рождении животных, III, 11. 762 а 18—21: Животные зарождаются в земле и в жидкости, так как в земле содержится вода, в воде — пневма, а пневма целиком проникнута психическим теплом, так что в известном смысле “все полно души”. Ср. также: ПЛАТОН. Законы, X, 899 В.

АРИСТОТЕЛЬ. О душе, А 2. 405 а 19: [Из предшествующих философов одни исходят из концепции души как принципа движения, другие — как принципа ощущения и познания]. Также и Фалес, судя по воспоминаниям [о нем], полагал душу двигательным началом, раз он говорил, что [магнесийский] камень [= магнит] имеет душу, так как движет железо.

* ИОАНН ФИЛОПОН. Комм. к этому месту, с. 86, 13 Hayduck: Его [Аристотеля] упоминание о мнении Фалеса производит нескладное впечатление. В то время как ему предстояло показать, что исходящие из концепции души как принципа познания считали ее состоящей из тех же самых начал, что и вещи, так как “подобное познается подобным”, он, излагая мнение Фалеса, не сказал ничего подобного тому, что сказал о других; он сказал лишь, что Фалес считал камень, притягивающий железо, одушевленным, так как полагал отличительным признаком души движение. Излагая воззрения тех, кто исходил из концепции души как принципа движения, он говорил, что каждый из них полагал элементом души тот элемент, который представлялся ему наиболее подвижным… однако относительно мнения Фалеса, полагавшего началом вещей воду, он также не сказал ничего подобного. Так, например, он не сказал, что Фалес полагает душу водой и поэтому утверждает, что магнит притягивает железо, так как состоит из воды. Вместо этого он сказал лишь, что Фалес считал магнит одушевленным. Почему? Может быть, потому, что сочинения его не сохранились, но [дошли] лишь воспоминания [о нем], поэтому Аристотель избегал, не имея сочинения Фалеса, обвинять его в вульгарности учения? Или же потому, что он испытывал к нему пиетет, поскольку воспоминания сохранили много достопримечательных воззрений Фалеса? Так, например, как передают, он говорил, что Провидение проникает вплоть до крайних пределов [космоса] и ничто от него не ускользает, даже малейшее. По этой причине он не приписывает ему мнения, по которому душа состоит из воды, но говорит лишь, что он также наделял душу движением. Однако Гиппону он ниже приписывает мнение, по которому душа — из воды, так как Гиппон также считал началом всех вещей воду.

22 а. Мнения философов, IV, 2, 1: Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией.

23. Мнения философов, I, 7, 11 (Стобей): [“Что есть бог?”] Фалес полагает, что бог — это ум (nous) космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение.

ЦИЦЕРОН. О природе богов, I, 10, 25: Фалес Милетский, который первым исследовал подобные [=теологические] вопросы, считал воду началом всех вещей, а бога — тем умом (mens = nous), который все создал из воды.

* АПОНИЙ. Толкование на “Песнь песней”, V, с. 95 Bottino—Martini: Фалес... в своем учении объявил воду началом всех вещей и источником, из которого все сотворено Незримым и Великим; причина же движения, по его утверждению, дух (spiritus= pneuma), гнездящийся в воде. А также благодаря проницательному уму он первым открыл геометрическое искусство, через которое догадался о едином Творце всех вещей. [Ср. изречение о демиурге А 1 § 35 (“Прекраснее всего космос, ибо он творение бога”) и о Провидении (Pronoia) у ФИЛОПОНА в А 22].

* ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 21. 163 D: После него Анахарсис заметил:

“Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела” и т. д.

 

Апофтегматика

 

См. гл. 10, 3; 11 А 1, § 35 сл. Другая [позднейшая] редакция вопросов “Что самое?. .” - у ПЛУТАРХА. Пир семи мудрецов, 9, 153 C—D.

 

В. ПОДЛОЖНЫЕ ФРАГМЕНТЫ

 

Морская астрономия

 

1. СИМПЛИКИЙ. Комм. к “Физике”, с. 23, 29 D: По преданию, Фалес первым явил эллинам естественную историю. Правда, по мнению Теофраста [Физические мнения, фр. I], у него было много предшественников, но он намного превзошел их, так что затмил всех, кто был до него. Говорят, что в письменном виде он не оставил ничего, кроме так называемой “Морской астрономии”. Ср. А 1, § 23; А 2.

ПЛУТАРХ. Об оракулах Пифии, 18. 402 Е: Прежде философы излагали свои учения и теории в стихах, подобно Орфею, Гесиоду, Пармениду, Ксенофану, Эмпе-доклу и Фалесу. . . Ни Аристарх, ни Тимохар, ни Аристилл, ни Гиппарх не преуменьшили славы астрономии тем, что писали прозой, тогда как Евдокс, Гесиод и Фалес прежде писали в стихах, если только Фалес взаправду сочинил приписываемую ему “Астрономию”. Ср. А 18—20.

2. Схолии к “Феноменам” АРАТА, 172; с. 369, 24: [Число звезд в созвездии Гиад] Фалес признавал две: одну — северную, другую — южную.

 

О началах

 

3. ПСЕВДО-ГАЛЕН. Комм. к “О соках” Гиппократа, I, 1 [т. XVI, 37 К]: Если даже Фалес и говорит, что все состоит из воды, тем не менее он разумеет и это тоже [взаимопревращение элементов]. Но лучше приложить его собственные слова из 2-й книги [трактата] “О началах”, которые гласят: “Стало быть, пресловутые четыре, из коих первым и как бы единственным элементом мы полагаем воду, смешиваются меж собой для соединения, затвердения и образования внутримирных [тел]. А как — уже сказано нами в первой книге”.

 

О солнцевороте. О равноденствии

 

4. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 23: ...Согласно некоторым, он написал только два [сочинения]: “О солнцевороте” и “О равноденствии”. Ср. 11 А 2.