Платоновское философское общество | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подчеркнем, что наличие подобных матриц в линейно написанном тексте далеко не очевидно. Обратимся теперь к учению Ксенократа, одного из ближайших и любимейших, по выражению Аврелия Августина, учеников Платона. Согласно свидетельству Секста Эмпирика, Ксенократ учил о соответствии трех видов субстанций трем областям сущего и трем видам познания,2 что можно изобразить в виде следующей матрицы.
Напомним, что, к сожалению, ни один из собранных Р.Хайнцем фрагментов не может считаться фрагментом в строгом смысле этого слова.3 Девятиэлементные матрицы, схожие с реконструируемыми матрицами у Платона и Ксенократа, были весьма широко распространены в древнекитайской культуре. Например, можно указать на фрагмент текста, говорящего об основах ритуала конфуцианского мыслителя Сюнь-цзы. В тексте говорится об основах ритуала и ставится вопрос о тех следствиях, которые могли бы наступить, если бы эти основы отсутствовали, а затем делается вывод о том, что ритуал предполагает следование этим основам.4
Поддаются схематизации и некоторые места из «Хуай нань Цзы», более позднего памятника древнекитайской мысли. Можно отметить фрагмент текста из первой главы, где говорится о необходимости бережного хранения своего рода триады: формы, эфира и разума.5
В «Хуанди нэй цзин тай су» (сокр. «Тай су»), одном из дошедших до нас вариантов памятника медицины Древнего Китая «Хуанди нэй цзин», есть небольшая глава «Изменения четырех времен года» («Сы ши чжи бянь»).6 Цитата из этой главы, в чуть измененном виде, встречается в главе 79 «Лин шу», начинающейся с того, что Хуанди, обращаясь с вопросом к Ци Бо, говорит: «Канон гласит...» —и далее приводит цитату.7 Естественно предположить, что текст, из которого взята эта цитата, называется в данном случае каноном. Напомним, что, согласно точке зрения В. С. Спирина, каноном в древности называлось девятичленное построение текста. По его мнению, когда понятие «канон» (цзин) «применяется непосредственно к какому-либо тексту, а не только к его содержанию, этот текст имеет девятичленное строение».8 Подтверждением данной точки зрения на материале древнекитайских медицинских сочинений является, например, следующий текст фрагмента «Тай су», схематизированный по методу В.С. Спирина:
Подчеркнем, что существенным для нас является то обстоятельство, что несмотря на возможность различных вариантов расположения элементов этого текста, деление его на девять элементов несомненно. Таким образом, мы видим, что текст, называемый каноном, обладает довольно очевидным девятичленным построением. К сожалению, данная статья позволяет лишь отметить сходство используемых матриц. Можно также лишь указать на то обстоятельство, что матрицы у Платона могут иметь глубину, т.е. объем. Это обстоятельство роднит их с тем построением древнекитайского текста, которое называется «трудным», или объемным, каноном. Уместно напомнить, что, например, согласно Платону, для того чтобы выразить глубину царственного удовольствия, необходимо создание тела с тремя измерениями (Государство. 587d—е). Возможно, более глубокие текстологические исследования позволят выявить трехмерную структуру некоторых текстов Платона и древнекитайских мыслителей, а сейчас можно лишь, перефразируя Гераклита, сказать: «Текст любит скрываться». ПРИМЕЧАНИЯ 1 Brumbaugh R.S. Plato`s mathematical imagination. Bloomington, 1954. P.3. 2 Heinze R. Xenocrates. Leipzig, 1892. Fr.5. 3 Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. Cambridge, 1978. Vol.5 (The later Plato and the Academy). P.471. 4 Древнекитайская философия: Собр. текстов: В. 2 т. Т.2. М., 1973. С.176. 5 Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. М., 1979. С.126. 6 Хуанди нэй цзин тай су. Шанхай, 1959. Т. 6. С. 430. 7 Лин щу цзин. Пекин, 1963. С. 150. 8 Спирин В. С. Построение древнекитайских текстов. М., 1976. С. 50. ©СМУ, 1997 г.
|