Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ I
Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1994, вып. 3 (№ 20)

О. И. Богач

СУДЬБА ПЛАТОНИЗМА В ИТАЛИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Становление Платоновской академии во Флоренции в XV в. обычно рассматривается как явление, безусловно, прогрессивное, находящееся в общем русле гуманистического движения. Дело в том, что ее представители решительно порывают с господством средневекового аристотелизма в культуре и возрождают платоновскую философию, понимая ее как комплекс богословских идей и представлений, предшествующих христианству, в какой-то мере предопределивших его и поэтому могущих способствовать его гуманистическому обновлению. Попытки, например, Тоффанина Дж. отрицать прогрессивную роль платонизма в Италии эпохи Возрождения путем тенденциозного использования отдельных отрывков из источников, взятых вне контекста, имели целью доказать, что между Средними веками и Возрождением не было никакого перелома, что для последнего характерно такое положение религии и Церкви, которое аналогично определяет и всю средневековую культуру. Этой версии можно противопоставить материалы Платоновской академии, и в первую очередь письма Марсилио Фичино, так как именно он впервые примиряет ранее непримиримое, платонизм и религию, и тем самым на новом качественном уровне возвращает религии утраченные ею позиции.

Влияние идей Платона на мысль Ренессанса заключается в новой оценке мира: через любовь, которая неотделима от красоты, властвующей над человеком, несмотря на все зло и несовершенство мира. Идеи платоновской любви поднимают миросозерцание эпохи Возрождения до высших запросов человеческой души, они реабилитируют права красоты, влияют на примирение земного-реального с идеально-небесным. Фичино исследует возможность порыва к высшей красоте с пренебрежением всего земного, его идеи превозносят человека, обожествляют его земное существование и его образ. В борьбе с материализмом, становящимся в Возрождении серьезной опасностью, Фичино создает свою систему, в которой элементы платонизма и собственные размышления приводят к представлению о природе и о Вселенной, как о вечном проявлении духа. Ведь в платонизме Вселенная рассматривается в том числе и как результат художественной деятельности Бога и человека.

Из идеализма Платона Фичино удерживает по крайней мере три существенных положения, впоследствии составивших идейную основу всей его философии, а именно: представление о том, что Бог беспокоится обо всем и идеи бессмертия души и загробного воздаяния. Суть земных вещей Фичино объясняет через их принадлежность к высшим умам, т. е. Богам: "Все Боги соотнесены с определенными частями низшего мира". К "тайному" учению Платона о "божественных вещах" Фичино обращается в письме к царю Дионисию, утверждая, что "Бог - причина всех прекрасных пещей, как бы начало и источник всей красоты" ("Комментарий на "Пир" Платона" Марсилио Фичино). Телесная форма-это тень, не показывающая точную и четкую форму, и поэтому человеческое тело не в состоянии отобразить собственную природу Божественной сущности. Отсюда мыслители-платоники итальянского Возрождения делают вывод, что тела не имеют обожествленной формы. Бог вселил в них душу, освещенную Божественным сиянием красоты. На тела Богом отводится минимальная часть той созерцательной красоты, которой обладает душа, соединенная с любовью, Рассуждения о форме тела невольно порождают вопрос к самому последователю великого Платона. Почему же обожествлена бесформенная душа, а тень человече-ского тела не является сущностью и не обладает Божественной красотой? Фичино формулирует этот вопрос в своем "Комментарии. .." словами самого Платона: ". . .в каком отношении смертные вещи могут быть бессмертными? И ложные истинными?"


©СМУ, 1993 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ