Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ I
Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1994, вып. 3 (№ 20)

А. Н. Муравьев

ПЛАТОН О РАЗЛИЧИИ РАССУДКА И РАЗУМА

Предшествующая Платону античная философия резко отделила единое истинное бытие, тождественное мысли, от многообразного чувственного мира мнения и в лице Анаксагора признала ум первоначалом всего сущего. Но уже у софистов эта абстракция мышления обнаружила свою ограниченность: Протагор, выразив своим принципом власть мыслящего над единичными вещами вообще, объявил истинными любые мнения, поскольку они порождаются субъективной мыслью человека.

Платон вновь провел стертую софистами черту, отделяющую мышление от мнения, но сделал это иначе, чем Парменид. Между мнением о многих единичных, чувственно воспринимаемых вещах и мышлением единого он поставил способность души прикоснуться к тому, "что есть по природе" каждая из многих вещей.1 Это дало ему возможность показать различие в самом предмете мышления (мыслимом, ноуменальном) - прежде всего по тем методам, какими его ищут и достигают.

Первый вид мыслимого душа вынуждена искать, опираясь на чувства, ибо исходным пунктом для нее сперва является некоторое множество наличных и воспринимаемых чувствами вещей, а целью - какая-то особенная сущность или идея этого множества (VI, 507в-с). Она только нащупывает еще неведомое и, пытаясь схватить его, пользуется самими единичными вещами как зримыми образами, подобиями их мыслимой идеи. Начиная с этих предположений, с гипотез о том, чего она не знает, как с самоочевидных и не требующих доказательства аксиом, душа путем правильного вывода из них ряда следующих друг за другом положений надеется достичь поставленной цели и в конце своего поиска познать искомую сущность (VI, 509 d - 510 е). Такой метод движения души от видимого к гипотетическому мыслимому, общий у геометрии с искусством счета и остальными родственными ей техническими искусствами, Платон везде именует рассуждением или рассудком (VI, 508 е, 510 d-е, 511 d-е, VII, 529 d). Это не мышление, подчеркивает он, а лишь нечто между мнением и мышлением, "ибо рассуждать - значит уже не мнить, но еще не мыслить" (VI, 511 d).

Мыслимое, в строгом смысле слова, достигается иным методом, исходным пунктом которого выступает уже не чувственное, а то, к чему бессознательно стремится рассудок. Особенные идеи, которые он пытается создать по образу и подобию множества единичных вещей, получают в этом методе свое подлинное значение образов единой идеи блага, истинно сущего в каждой вещи. Гипотезы рассудка поэтому выступают здесь не как аксиомы и начала, а как "настоящие предположения, то есть опорные пункты и ступени", по которым восходят к негипотетически мыслимому, "к первоначалу всего" (VI, 511 в). Согласно Платону, истинная цель рассудочных дисциплин состоит не в том, чтобы служить мнениям и вожделениям людей, а в том, чтобы "ставить проблемы" и тем самым пробуждать "по природе разумное в нашей душе" (VII, 530 в)-вызывать философское рассуждение (VII, 527 в). Оно, в свою очередь, учит собственно размышлять, т. е. пытаться "без всякого содействия чувств исключительно логически схватить то, что есть каждое" (VII, 582 а).

Но философский рассудок, уточняет Платон, образует только "вступление к самому закону, которому мы должны научиться" (VII, 531 d). Ведь размышление о сущности каждой вещи останется лишь попыткой, "способностью размышлять" (VII, 532 е) до тех пор, пока уже "самим мышлением не будет постигнуто само сущее благо", "сам сущий закон бытия" (VII, 532 а-в) - идея блага как первоначального единства мышления и мыслимого. Из этой своей высшей точки метод затем "вновь возвращается, спускается к концу" (VI, 5'11 в) - к своим предположениям для того, чтобы "обосновать их", "логически доказать гипотезы" (VII, 533 с), "впервые по-настоящему мысля их после первоначала" и "держась того, что с ним связано", т. е. "только идей в себе и для себя и завершая опять же идеями" (VI, 5Ш в-d).

Только этот полный круг метода вверх и вниз Платон, явно вспоминая Гераклита, однажды называет "самим разумом" (Ао-^ос-VI, 511 в), используя как его синонимы в других местах "мышление" (VI, 511 е), "познание" (VII, 533 е). И только эту систему определений мышления как такового он именует "диалектическим методом" (VII, 533 с), или "диалектикой" (VII, 534 е), венцом науки мыслить и вследствие этого единственной основой воспитания человека свободного - мыслящего, т. е. разумного, познающего существа.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Платон. Государство, VI, 490 в. (в дальнейшем ссылки на эту работу даются в тексте с указанием в скобках книги, страницы и строки).

©СМУ, 1993 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ