Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ I
Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1994, вып. 3 (№ 20)

Яценко А. В.

АНТИУТОПИИ ПЛАТОНА

Существенным препятствием воплощению справедливости является "необходимое" стечение случайностей. Это прежде всего появление некоей необходимости, "которая заставит. .. философов. . . принять на себя заботу о государстве" (Государство, VI, 499). Однако, во-первых, "человек, обладающий всем, что мы (Сократ с друзьями) от него требуем для того, чтобы он стал совершенным философом, редко рождается среди людей - только как исключение" (VI, 491-491 в), и, во-вторых, философская натура, по словам Платона, противоположна возлагающейся на человека политической задаче, так как в этом мире философ бессилен и беспомощен (VII, 514-517). Стечением случайностей является и появление среди царей и династов людей с философскими дарованиями, их приход к власти, утверждение ими законов и учреждений идеального государства, и выполнение этих законов населением.

В итоге мы имеем три препятствия на пути осуществления задуманного идеального сообщества: деградация, небытие и стечение случайностей. Из них первые два совершенно непреодолимы, а для преодоления третьего теория вероятности оставляет очень мало шансов. Иной пример дает нам государство Утопия, существующая, по описанию Т. Мора, уже ;2000 лет без каких-либо признаков упадка. Возможность возникновения и длительного существования справедливого общества здесь покоится на солидном теоретическом фундаменте: "Единое" как Божественная природа является демиургом доброго мира. Пороки есть лишь вредные привычки, от которых человек может избавиться с помощью разума и веры, повинуясь законам Божественной природы, которые предписывают общность, справедливость, добродетель, гуманизм, индивидуализм, наслаждение. Действительно, было бы очень странно самому автору верить в возможность осуществления утопического проекта, в котором изначально заложены невыполнимые условия. И приведенные доводы позволяют утверждать, что проект "Государства" не является утопией. А смысл его состоит в том, что совсем неважно, существовало или будет существовать подобное государство, главное, чтобы "человек задумался над тем, как бы это устроить самого себя" (IX, 592- 592 в).

Последней антиутопией Платона является описание Афинской державы в диалоге "Критий". Благодаря Божественному вмешательству в этом городе-государстве присутствует добродетель и справедливость. Но Божественные дары недолговечны, сохранить справедливое устройство Афинам помогла политическая система, в которой справедливость достигается путем исполнения каждым своих строго определенных обязанностей и невмешательства в дела других сословий. Единство поддерживается с помощью отряда стражей, возглавляемых правителем-философом, которые не обладают частной собственностью - у них все общее. Самоограничение стражей является залогом единства и целостности государства (10Э-111). Однако, очевидно, что и такой строй не вечен по причине человеческой ограниченности. Значит, и Афины неизбежно деградируют так же, как "умозрительная республика" в "Государстве".

Таким образом, государственные формы, представленные Платоном в обоих диалогах, следует рассматривать как антиутопии, что позволяет отнести к платонизму литературно-философские истоки некоторых выдающихся образцов этого жанра, созданных уже в нашем столетии Е. Замятиным, Дж. Орруэллом, О. Хаксли и др.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., напр.: Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. Л., 1989. С. 141, 152, 169; Фролов Э. Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л., 1991. С. 415.

2 Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990 Т. 1 С '21 См. также: Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М. 1990. С. 579.

3 См.: Фролов Э. Д. Указ. соч. С. 415; ФЭС. М., 1983. С. 29.

4 Таковы точки зрения в кн.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. С. 390-^392; Морозов Н. А. Христос. Л., 19:27. Т. 3.: С. 127-138; Новгородцев П. И. Сократ и Платон. М., 19011; Трубецкой Е. Н. Социальная утопия Платона // Вопросы философии и психологии. 1908. Т. XIX; Фоменко А. Н. Методы статистического анализа нарративных текстов и приложения к хронологии. М., i!990. С. 409.

©СМУ, 1993 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ