Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

 

vii международная историко-философская конференция
«универсум платоновской мысли: философия как этос»

Очередная конференция «Универсум Платоновской мысли: философия как этос», прошедшая 26–28 мая 1999 г., продемонстрировала попытки не только рассмотреть платоновское наследие в новом ракурсе, но и подвести итоги, осуществить ретроспективный анализ и поставить вопросы о перспективе.

Западная философия за 2600 лет своего существования, помимо прочих, претерпела следующую метаморфозу: сформировавшись как определенный образ жизни, она постепенно превратилась в весьма специализированную сферу профессиональной деятельности со своим терминологическим аппаратом, проблемным полем, формой социальных коммуникаций и собственными социальными институтами. При этом все перечисленное пребывает в отчужденном состоянии от субъекта, занятого философией. Его функция как философа является прежде всего социальной функцией.

Рефлексия, осуществляемая современной этикой к ее собственным основаниям,— рефлексия, обнажающая проблематичность последних, на наш взгляд, указывает на ту же метаморфозу. В наше время нравственность мыслится из категории социального. Между тем в «начале» этики как философской дисциплины само социальное мыслилось «из нрава». В пользу этого утверждения свидетельствует широко известная «воспитательная» тенденция античной мысли, а также отсутствие в античном сознании, но крайней мере до времен эллинизма, развитых космополитических представлений. Последние указывают на возникновение концепции абстрактного субъекта этики — человека как сверхэтического существа. Дело доходило до анекдотических, на наш взгляд, случаев. Так, чтобы назвать Аполлония Тианского «пифагорейцем» не нужно было слушать его проповеди: для этого достаточно было посмотреть на его облик и образ жизни. Таким образом философский интерес формировал и особые черты нрава. Впрочем, для античного философа это отношение не следует описывать как причинно-следственное. Трудно сказать, что выступает здесь первым: нрав пли философский интерес. Тексты Платона и его последователей как ничто другое способны иллюстрировать вопрос о возникновении философского интереса, а также этологическое измерение философии.

Когда мы читаем у Диогена Лаэртского о том, что Сократ был первым, кого назвали этиком, то следует иметь в виду, что данное определение подразумевает не какую-то «аптропологизацию» философствования, а обращение к нраву и традициям как к горизонту определения человека. Именно в рамках данного


287


горизонта формировалась метафизическая традиция мысли, а потому платоновское понимание философии как нрава (образа жизни) является не только проявлением тяготения к историко-философской спецификации, но и существенным аспектом рассмотрения предпосылок метафизики как таковой. Еще одной причиной интереса к данной теме может быть современная этнокультурная ситуация, которая характеризуется противостоянием и одновременно взаимодействием двух тенденций: универсализации, когда этническое становится подчиненным моментом неких надэтнических социально-культурных архетипов; и традиционализма, стремящегося удержать этнический этос, не растворить его в космополитических установках. И здесь платонический дискурс выступает предпосылкой целого ряда социальных и этнологических концепций.

Таким образом, тема настоящей конференции «Философия как этос» подразумевает междисциплинарный синтез, поскольку заявленный круг вопросов касается не только антиковедения или истории философии, но также социальных наук, этики и этнологии. В современной науке данная тема еще не исследовалась во всей полноте и в форме интердисциплинарных усилий. Конференции но платонизму, которые проводит Международное Платоновское общество касаются рассмотрения отдельных диалогов Платона, либо частных проблем (таких, как Платон и античная экология). Из исследователей платонизма отметим Властоса, Йегера, Чернисса, неоднократно касавшихся вопросов об этосе и пайдейе в античной философской культуре. Однако и здесь еще не было выработано сколько-нибудь исчерпывающего и общего взгляда на данную проблему.

В отечественном антиковедении тема философского этоса на примере Платона неоднократно поднималась мыслителями конца XIX – начала XX в. (В. Соловьев, А. Гиляров, С. Трубецкой), что легко объяснить общими моральными интенциями отечественной мысли. Во второй половине столетия пристальное внимание к ней мы обнаруживаем в трудах А. Ф. Лосева (особенно в его жизнеописаниях Платона и Аристотеля). Но пока и в российской истории философии не выработано единой исследовательской программы. Данная конференция стала седьмой, проводимой в рамках проекта «Универсум Платоновской мысли». В ее организации и проведении участвуют Санкт-Петербургское Платоновское общество, входящее в международное общество на правах коллективного члена. Совет молодых ученых СПбГУ, кафедра истории философии.

Конференция решала следующие задачи. В общем плане: продолжение работы над созданием своего рода «творческой площадки», па которой будет продолжено теоретическое сотрудничество ученых из разных стран. В научном плане: рассмотрение платонических концепций этоса в их связи с представлениями о возникновении философского интереса; уяснение статуса этического в сократических школах (в первую очередь в Академии); исследование предпосылок возникновения европейской метафизики; рассмотрение судеб платонической этики и представлений о философе как носителе особого нрава; постановка вопроса о роли платонизма в процессе возникновения идеи абстрактного субъекта этического.

Докт. филос. наук Р. В. Светлов, канд. филос. наук А. В. Цыб

288




назад к оглавлению