НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII
А. Н. Муравьев
ПЛАТОН И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Во избежание недоразумений начнем с уточнения терминов: что
есть психология при рассмотрении истории которой уместно вести
речь о Платоне? Общего согласия в том что психология есть наука о
душе для ответа на этот вопрос недостаточно ибо как справедливо
заметил Кант душа - не такой предмет который встречается в опыте а
потому он не может быть указан и хотя бы предварительно однозначно
определен. Именно в результате попыток эмпирического определения
души психология зачастую выступала не как наука а как теоретически
бессодержательное хотя и практически полезное говорение о
многообразных явлениях душевной жизни поражавших своей сложностью
и изменчивостью всех аналитиков души - от Дж. Локка и В. Вундта до
З. Фрейда и К. Хорни либо как синтетическое конструирование ее
простой и неизменной сущности увлекавшее умы Хр. Вольфа Г. фон
Эренфельса Ф. Крюгера и А. Мейнонга. В истории такой психологии
Платон не занимает никакого места по той причине что эта
психология не имеет никакой действительной истории. У нее есть как
сказали бы немцы лишь die Historie т. е. история событий
случившихся в пространстве и времени но не die Geschichte не
направляемое логикой отношения сознания и предмета историческое
развитие необходимый ход которого выражается в ряде учений
обладающих вечной ценностью и непреходящим значением. Почему?
Потому что в исследованиях души как неопределенного предмета
представления нечему развиваться ибо в них речь идет только об
абстракциях более или менее произвольных выдумках человеческого
ума а не о том что реально существует и движимое своей конкретной
природой претерпевает изменение в процессе познания шаг за шагом
становясь для себя тем что оно изначально есть в себе.
Действительную историю т. е. историческое развитие в точном смысле
этого слова проделывает лишь подлинная психология имеющая своим
предметом логос души - то конкретное что развивается из себя
самого само полагает свою реальность и таким образом выступает
единым основанием различных форм своего бытия и мышления. Со
времен Гераклита и Сократа эта психология начинает становиться
философской наукой которая позднее будет названа философией духа а
ее историческое развитие в общих чертах совпадает с историческим
развитием самой философии. И сколь важную и во многом определяющую
роль сыграл Платон в истории философии столь же важное место
занимает он в историческом развитии спекулятивной психологии - в
истории философии духа. Цель данного сообщения - пунктирное
обозначение логической канвы исторического развития психологии и
определение вклада Платона в познание логоса души.
Предшественников в спекулятивной психологии у Платона двое:
Гераклит и Сократ. Гераклит первым повел речь о логосе как едином
законе всего сущего и начал исследование логоса души определив его
как глубочайший а душу - как бесконечную: "По какому бы пути ты не
пошел границ души ты не найдешь: столь глубок ее логос" (Diels.
45). Более того судя по одному из свидетельств бесконечность души
Гераклит связывал с самопознанием. В направлении указанном
Гераклитом пошел Сократ и ему в историческом развитии психологии
принадлежат две заслуги. Согласно Платону он первым постиг
человека как душу находящуюся в отношении с собой и благодаря
этому воспринял аполлоновскую заповедь самопознания не как внешнее
требование к человеку а как абсолютный закон духа (см.: Алкивиад I
129-131). Именно на этой основе Сократ разработал технику
самопознания или целомудрия (в русском переводе -
"рассудительности") т. е. искусство достижения конечной
человеческой душой своей бесконечности путем вопрошания себя о
сущности вещей и поиска ответов на эти вопросы (см.: Хармид
164d-173d).
При таких теоретических предпосылках приступил к познанию
логоса души Платон вклад которого в историческое развитие
психологии можно фиксировать в четырех пунктах. В "Федре"
(245c-247d) Платон определил во" первых "сущность и логос души"
как ее самодвижение и вытекающее из самодвижения бессмертие во"
вторых природу души состоящую в том чтобы двигать тело находясь с
ним во внешнем или внутреннем единстве и в" третьих идею души
правда только образно в виде трех частей "соединенной силы
крылатой парной упряжки и колесничего" т. е. двух противоположных
стремлений сопрягаемых разумом. Эта метафора понятия души как
определенной в самой себе идеи получила свою логическую
конкретизацию в "Тимее" обретя здесь форму уже правдоподобной хотя
опять-таки еще не вполне истинной речи. В ней говорится что бог
сотворил душу следующим образом: "Сущность неделимую и вечно
тождественную и ту что становится разделенной на тела он смешал в
третий вид сущности средний между природой тождественного и
природой иного и так и оставив его между самим неделимым и
разделяющимся по телам взял да слил три самосущие в одну
совершенную идею силой принудив противящуюся смешению природу
иного к гармонии с тождественным. Слив же их вместе с этой
сущностью и из трех сотворив одно он вновь разделил это целое на
нужное число частей каждая из которых состояла из тождественного
иного и этой сущности" (Тимей 35a-b). Подробно описав
количественные пропорции души Платон характеризует ее как
"наилучшее из рожденного" поскольку три ее части в отличие от
частей прочего не просто смешаны из тождественного иного и
сущности соединяющей в себе эти крайности но и "согласно логосу
разделены и синтезированы" благодаря чему душа может знать и в
себе самой знает все (Там же 37a-c).
На мой взгляд эту речь следует признать первым логическим
выражением понятия духа как души. Душа есть всеобщее тождественное
себе в единстве с иным т. е. с единичным материальным с телесной
природой; только в этом единстве с собой как иным себе самому дух
есть душа. Таков по Платону логос или идея души и именно этим
определена ее особенная сущность и природа: двигая саму себя
двигать тело представлять вечность во времени а в человеке исходя
из себя еще при жизни тела благодаря занятиям философией обретать
бессмертие т. е. свободу.
Вслед за Платоном Аристотель в трактате "О душе" строго
теоретически определил душу как первую энтелехию в возможности
живого тела и форму форм проследив развитие сущности души в
многообразии ее явлений - от растительной через животную до
разумной. На этой основе неоплатоники первыми нащупали понятие
духа в отличие от души определив дух как первое и последнее в
процессе деятельности логоса. Плотин начал познание души в ее
отличии от тела как ушедшей в себя в духовное состояние экстаза и
охарактеризовал дух (ум) как первое порождение божественной
активности а душу - как второе. Прокл постиг дух как третье и
последнее в порядке логического порождения как единство субстанции
и жизни. В его понятии дух есть конкретнейшее конкретного самая
истинная истина. Отсюда берет начало христианская идея Бога как
единства Отца и Сына в Святом духе всесторонне осмысленная
средневековым религиозным философствованием. Декарт своим cogito
ergo sum впервые определил душу как дух единство конечного и
бесконечного а Лейбниц различил душу и дух как особые виды монад.
Кант первым постиг дух в конкретной всеобщности его формы
трансцендентальном единстве апперцепции а Фихте выразил дух как
сущность всего содержания нашего знания существующую в нем для
себя. И наконец Гегель завершил историю спекулятивной психологии
дав в "Философии духа" полное логическое развитие всех моментов
духа как абсолютной идеи в своем самопознании проходящей
субъективные ступени души (антропология) сознания (феноменология)
и духа (психология) объективные фазы права морали и нравственности
и абсолютные стадии искусства религии и философии.
Думается что даже беглый анализ исторического развития
психологии от Гераклита до Гегеля дает право оценить вклад Платона
как определяющий это развитие на две тысячи лет вперед и назвать
этого великого философа наряду с Аристотелем и Гегелем одним из
величайших психологов всех времен и народов.
Муравьев Андрей Николаевич - канд. филос. наук доц. РГПУ им. А.
И. Герцена
©СМУ, 2000 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ