НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII
О. Б. Федорова
"ФОРМА" ДВИЖЕНИЯ МИРОВОЙ ДУШИ В
ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА "ТИМЕЙ"
КАК ПРООБРАЗ ДВИЖЕНИЯ ДВУХ ЧАСТЕЙ
СМЕРТНОЙ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА
В современной комментаторской традиции было
установлено что описание формы движения Мировой души
представленной в виде двух пересекающихся кругов Тождественного и
Иного совпадает с описаниями наглядной астрономической модели -
армиллярной сферы (Cornford F. M. Plato's Cosmologyю London 1937.
Р. 73-87). Армиллярная сфера античный небесный глобус состояла из
колец обозначающих небесный экватор эклиптику воображаемую линию
проходящую через середину зодиакального пояса и окружности
тропиков. Таким образом круг Тождественного в описании Платона
соответствует небесному экватору этой модели круг Иного -
эклиптике. Проекции на плоскости тропиков соединенные
перпендикулярами образуют прямоугольник вокруг сторон которого
совершает вращение круг Тождественного (небесный экватор) а вокруг
диагонали - круг Иного (эклиптика): "он придал им равномерное
круговое движение на одном месте один из кругов сделав внешним а
другой внутренним. Внешнее движение по кругу он предназначил
природе Тождественного а внутреннее - Иного. Вращение
Тождественного он направил слева направо вокруг стороны
[прямоугольника] а Иного - налево вокруг диагонали" (Tim. 36c-d).
Дальнейшее описание круга Иного "разделенного на семь неравных
кругов" соответствует описанию траекторий движения планет. Таким
образом конфигурация Мировой души определена основными
траекториями движения небесного свода с неподвижными звездами
(круг Тождественного) и известных планет ("блуждающих" светил) в
число которых включены также Солнце и Луна (круг Иного).
Дальнейшее описание небесных тел (38d-39d) показывает что
действительно планеты вращаются "вдоль движения Иного"
подчиненного движению Тождественного (39а).
Таким образом оказывается что невидимые круговые движения
Мировой души (поскольку и сама душа невидима) (36е) в результате
которых возникают "истинное мнение и знание" зримо явлено в
тождественном равномерном вращении небесного свода и сложном
вращении планет Солнца и Луны. Говоря иначе невидимая физиология
космического мышления космического мышления является зримой
небесной механикой. Перед нами раскрывается пространственная
метафора мышления понятого как особый вид движения. Вопрос который
возникает в связи с этим фактом почему мышление представлено у
Платона в виде комбинаций пространственных равномерных движения по
окружности и каким образом данная схема связана со структурными
принципами самой Мировой души.
I. Необходимо отметить что образ движения небесного свода и
регулярных чередований конфигураций планет - традиционная схема
глубоко укорененная во всей античной культуре. Она несомненно
восходит к мифу и обряду и связана с культовыми представлениями о
сезонных изменениях. Образ "вращающихся лет" встречается и в
первых литературных памятниках греческой культуры у Гомера и
Гесиода. Представление о времени как упорядоченном чередовании
сезонов закреплено даже на языковом уровне ведь слово с прозрачной
этимологией "{ niavt s}" обозначает годовой цикл. В архаическом
представлении о природных процессах синкретически соединено
представление о пространственном временном и качественном циклах а
их символом является образ небесного движения. У всех ранних
натурфилософов в скрытом или явном виде мы обнаруживам
использование этой циклической схемы по отношению ко всем
природным процессам. В "Федоне" (70d-72d) все природные вещи
"имеющие возникновение" из противоположного подчинены той же
круговой схеме: "если бы одно не передавало другому возникновение
подобно движущемуся по окружности но возникновение всегда бы
двигалось по прямой только от одного к противоположному и не
делало бы поворота к своей противоположности то возникновение
остановилось..." Надо отметить одну важную особенность описанного
движения: оно имеет определенные "меты" - противоположности
которые как бы являются отметками поворота. Это не просто движение
по окружности а движение по размеченной окружности. Само слово { k
mph} "поворот" обозначало также "мету поворота" для бегунов на
длинные дистанции которые бегали вокруг стадиона. В статье
"Агональная модель космоса у Гераклита" (Историко-философский
ежегодник 87 с. 29-47) А. В. Лебедев расшифровывает несколько
фрагментов Гераклита раскрывая метафору бега по стадиону
применительно к движению небесного свода отождествляемого с
тождественным и постоянным Логосом космоса показывая что этот
метафорический код прошивает все фрагменты противопоставляющие
постоянство Логоса и непостоянство текучесть "феноменального мира
множества" к которому принадлежит и человеческое тело. Для
последней темы таким символом становится образ текущей реки.
Контаминация двух метафорических кодов смешение глаголов
обозначающих бег или просто движение с глаголами обозначающими
течение по мнению Лебедева восходит именно к платоновской передаче
фрагментов Гераклита. Действительно и в "Тимее" благодаря введению
расщепленного на несколько окружностей круга Иного по которым даже
движение небесных тел происходит в противоположных направлениях
Платону удается приобщить все "текучие" космические процессы к
числу упорядоченных сопричастных мере т. е. регулярности поскольку
и движение Иного подчинено движению Тождественного. Таким образом
круг Иного воплощенный в видимом движении планет служит моделью
для всех циклических процессов в чувственных вещах. Равномерное
хотя и сложное движение пропорционально расположенных друг по
отношению к другу тел регулярно образующее последовательное
воспроизведение их конфигураций является принципом возникновения
вообще всех чувственных форм из материальных элементов.
II. Мировая душа космоса является прообразом разумной души
человека которая в свою очередь является прообразом двух других
смертных частей человеческой души. В тексте диалога прямо указано
на родство ({ sugghn между "круговращением ума в небе" и
"круговращением нашего мышления" (47а-с). С другой стороны
естественное "происходящее само от себя" движение чувственных
элементов в теле за которые отвечает питающая низшая часть души
также "родственны" "движению мыслительному и всего Универсума"
(89а). Вообще между разумной и питающей частями души проведена
вполне четкая аналогия.
Задачей питающей души является восполнение утрачиваемых
элементов которые входят в структуру тканей: крови костей жил и
плоти поскольку элементы организма постоянно притягиваются
космическими массами однородных элементов. "Составные части
крови...принуждены подражать вселенскому движению...каждая частица
стремится к ей сродной восполняя образовавшуюся пустоту" (81е).
Причем движение крови также вполне направленное поскольку ее поток
замкнут в "собственное небо каждого живого существа" (81а).
Заметим что кровь представлена как жидкость насыщенная огнем и
переваренной пищей которая превращена в состояние первичной
материи в которой нет не только элементов четырех стихий но даже
треугольников образующих поверхности этих стихий. Траектория
движения крови пролегает по двум параллельным кровеносным сосудам
перекрещенным в области головы. Точка пересечения напоминает нам
пересечение кругов Тождественного и Иного в разумной душе во
всяком случае "форма" движения крови складывается из двух
параллельных направлений.
Поток крови участвует одновременно во всех внутренних
физиологических процессах: дыхании (так как кровь носитель
внутреннего тепла которое должно быть уравновешено дыханием)
питании (как носитель переваренной пищи) и чувственного познания
(так как разумному началу ощущения передаются так же через кровь).
Таким образом течение крови - воплощение движений двух смертных
частей души. Именно в результате упорядоченного движения потока
крови из материального хаоса переваренной пищи воссоздаются
специфические первичные треугольники затем элементы а из них и
ткани организма. В этом и состоит суть процесса питания. Платон
особенно подчеркивает что сохранение структуры организма опирается
только на регулярное самотождественное движение воспроизводящее с
определенной последовательностью конфигурации компонентов
движения: "нечто может сохранить тождественность себе ... когда
тождественное приближается к тождественному и удаляется от него
тождественно единообразно и в должном соотношении" (82b). Так
процесс питания или генезиса убывающих в процессе жизни организма
элементов является циклом воспроизводящим круг Тождественного на
уровне питающей души. Материальным носителем этого типа движения
питающей души является течение крови парадоксальным образом
сочетающее в себе и изначальный материальный хаос и собственное
"небо" организма. Очевидно что кругу Иного соответствует
постоянная утрата телом живого существа его элементов - { fq ra.}
И тот и другой процесс детально описаны в "Тимее" и имеют своими
материальными носителями различные жидкости - производные от
крови: питающие и разлагающие различные ткани в последовательности
их онтологической значимости. Таким образом механизм движений
питающей души также построен на связанных друг с другом
разнонаправленных циклах. Причем если питающая душа обладает
специфической "формой" движения сложенной из двух
разнонаправленных процессов то душа разумная имеет свой
специфический род питания: Тождественное и Иное которые при
соотнесении их к Сущности воспроизводят суждения воссоздавая Логос
как Логос.
Можно заключить что питание и движение души (или точнее
движение питания) это единый процесс две стороны которого
расходятся на уровне питающей тело души но неразрывны на уровне
мыслящей.
Федорова Ольга Борисовна - канд. филос. наук ст. научн. сотр.
ИИЕТ РАН.
©СМУ, 2000 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ