НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII
В. А. Бачинин
ЭПОХА ПЛАТОНА: ЭДИП СОФОКЛА И
ЕГО ДВЕ ДУШИ
Эпоха Платона - время расцвета жанра трагедии.
Философские мотивы занимавшие великого мыслителя и сюжетные линии
греческих драм не могли не перекликаться в силу пребывания в
едином культурном пространстве. Так в центре трагедии чаще всего
оказывался излюбленный платоновский тип трансгрессивной личности
способной устремляться за горизонт очевидного привычного
известного и при этом нарушать устоявшиеся запреты а затем
расплачиваться полной мерой за эти нарушения. Не случайно основная
тема многих драм Эсхила Софокла и Еврипида - преступление и
наказание. При этом неизбежность наказания каждый раз доказывала
что человек несмотря на свою трансгрессивность остается
подчиненным страдательным элементом космического целого
находящимся в полной зависимости от него. С предельной
отчетливостью это демонстрирует судьба Эдипа.
Если взглянуть на личность царя-преступника в свете самых общих
определений то обнаружится что Софокл выстроил трагическую
ситуацию на основе главных доминант греческой культуры -
дионисийной и аполлоновской. Только они предстали у него в своих
антропоморфных ипостасях - как две души Эдипа ночная и
дневная.
Ночная дионисийная душа Эдипа родом из минувшего из далеии
Тлубин архаического предсуществования. Являвшаяся атрибутом
естественного человека она досталась в наследство человеку
цивилизованному обладающему нравственным сознанием. Но от этого
она не перестала быть дикой и безрассудной cклонной к
разрушительным проявлениям не у ведающей свободной воли и
разумного самоопределения. Внутри клубящегося в ней первозданного
мрака и хаоса не различимы ни прошлое ни будущее. Даже настоящее в
которое она погружена не воспринимается ею в качестве такового ибо
она пребывает на том уровне существования где подобные
разграничения еще не возникли.
Ночная душа вечно бодрствует но в особой степени ее активность
возрастает в те периоды когда засыпает дневная душа человека.
Шевелящийся внутри нее хаос вбирает в себя стихии хроноса номоса
логоса этоса разрывает перемалывает и поглощает все что остается
от них. Погружаясь в ее метафизическое чрево разорванные связи
мира сущего и мира должного утрачивают всякий призрак
законосообразности естественной каузальности и осмысленности.
Когда на человека нисходит сон господство ночной души
становится безмерным. Пользуясь своей властью она в первую очередь
уничтожает время внутри которого привыкла существовать дневная
душа. То есть по своей природе ночная душа - истинный хронофаг
живущий своей особой сумеречной жизнью внутри человеческого
существа и господствующий над ним с заката до рассвета.
В силу своего естественного происхождения ночная душа
бесхитростна в своих проявлениях от начала до конца. Она не
притворяется и не лжет. Ей чужд театрализованный мир условностей
подчиняющий себе существование дневной души. Она не приемлет
цветистых декораций которыми дневная душа пытается отгородиться от
жестоких истин бытия. Именно ночная душа чуждая понятиям добра и
справедливости не имеющая представлений ни о непререкаемых
запретах ни о требующих почитания святынях превращает Эдипа в
злейшего врага своих родителей. Она делает невольного отцеубийцу и
кровосмесителя связующим звеном принимающим эстафету уже
существующего до него зла и передающим ее своим детям как залог их
неминуемой гибели.
Ночная душа во власти надчеловеческого сверхфизического
первоначала - сурового беспощадного к людям Рока. Она является его
антропологической ипостасью вобравшей в себя его темную
мстительную силу. Человеческие деяния рожденные ее повелениями
несут в себе глубокие метафизические смыслы которые безмерно шире
их очевидных воплощений. Дневному рассудочному сознанию не под
силу постичь эти смыслы. И трагическая участь Эдипа - тому
классическое доказательство.
Дневная душа Эдипа в отличие от ночной отчетливо сознает свою
погруженность в социальный мир настоящего и чувствует себя в нем
как дома. Она требует чтобы Эдип чтил законы этого мира и был
покорен аполлоническому духу порядка и гармонии. Ей присущи
внутренняя упорядоченность и стройность. Для нее непреложны
общепринятые иерархии норм и ценностей с которыми она соотносит
свои интересы и желания. Все аморальное и преступное вызывает у
нее резко отрицательное отношение. Дневной Эдип - это мудрый
правитель блюститель законов которого в Фивах называли спасителем
и лучшим среди смертных.
Но трезвая осмотрительность разумность и законопослушность
дневной души не мешают ей быть близорукой а временами и просто
незрячей. Она способна казалось бы различать прошлое настоящее и
будущее но ее взор не проникает в истинные смыслы и связи
соединяющие события между собой. Поэтому прошлое и будущее для нее
фактически разъяты. Ей лишь кажется что она прозорлива свободна и
знает чего хочет. Жизненный путь представляется ей ветвящимся
древом альтернатив и она деловито пытается осуществлять
избирательные предпочтения которые представляются ей разумными. Но
при этом она и не подозревает что инициатива уже давно перехвачена
что все уже предрешено что ключевые судьбоносные события успели
произойти и с неумолимой силой невидимого закона влекут Эдипа по
злополучной стезе. Его трансгрессивной натуры отважного характера
упорства готовности брать на себя всю полноту ответственности и
идти на встречу опасности недостаточно для того чтобы вырваться из
гераклитовского потока несущего его. Дневная душа Эдипа не
подозревает о том что есть темные силы над которыми он не властен.
Его воля не свободна. Она изначально пленена не зависящими от нее
обстоятельствами. Ей оставлен жалкий удел выступить в роли
последней исполнительной инстанции осуществляющей высшее
предустановление. И Эдип полагающий будто ему удалось оторвать
будущее от прошлого и переставший тревожиться из-за давнего
пророчества движется ничего не подозревая навстречу гибельной
неизбежности.
Раздвоенность Эдипа столь разительна а его две души столь слабо
сообщаются друг с другом что есть основания говорить о двух разных
Эдипах - ночном и дневном.
Ночной Эдип - это "человек ниоткуда" чужой для всех ибо он
явился оттуда где нет ни времени где его некому нечем и незачем
измерять. Там нет ни добра ни справедливости ни подвигов ни
преступлений. И это накладывает совершенно особую печать на все
события его жизни.
Дневная душа Эдипа даже и не подозревала что ее обладатель
вовлечен в еще один кроме очевидного поток событий. Она не ведала
что за каждым явным смыслом его поступков крылись совершенно иные
смыслы. Дневная душа лишенная метафизического зрения и слуха не
слышала угрожающего гула Рока над головой Эдипа когда он убивал
мужчину годящегося ему в отцы и вступал в брак с вдовой годящейся
ему в матери. Если Эдип в чем-то и виновен то конечно в том что
его дневная душа была недостаточно чутка к реальности а сам он был
недостаточно осмотрителен в своих поступках.
Страшно человеку обнаружить в себе ночную душу влекущую его к
недозволенному запретному преступному. Страшно ему услышать ее
властный зов и почувствовать свое бессилие перед ним. Но еще
страшнее существовать ничего не подозревая о темном чудовище
живущем в собственном подполье ибо это означает быть безоружным
совершенно беззащитным перед ним.
Присутствие двух душ в одном теле превратило Эдипа в прямое
подобие Сфинкса. Сам того не ведая он принял эстафету от
погубленного им человекозверя и стал загадкой для всех и даже для
самого себя. Это неведение длилось до тех пор пока его дневная
душа стоящая на страже добродетели и закона не обнаружила по
соседству с собой в той же телесной оболочке преступную ночную
душу.
Совместить дневную душу чтящую светлого Аполлона стоящую на
страже порядка и закона с ночной душой которая в своем дионисийном
бесчестии не признавала священных границ для Эдипа было невозможно
и вместе с тем необходимо. Истинные масштабы его личности
проявились тогда когда он нашел в себе духовные силы и мужество
чтобы соединить несоединимое. И тут оказалось что хотя совместить
это можно но жить с этим сдвоенным опытом законопослушания и
преступления нельзя как невозможно видеть выражения окружающих
тебя лиц. И расправа над собственными глазами с уходом от всех в
изгнание отрезает Эдипа в финале от остального мира.
Совершенно очевидно что честного и благородного Эдипа с его
добродетельным дневным сознанием никакая сила не смогла бы
заставить пойти на отцеубийство и инцест. Поэтому Рок чтобы
осуществить свой замысел и использовать Эдипа как "человекоорудие"
возмездия ввел в действие ночную душу и одновременно подменил
мотивы. В результате Эдип полагавший что его действия вполне
правомерны на самом деле совершал недопустимое. У его поступков
возникла тайная изнанка скрытая от всех в том числе и от него
самого. Воистину он не ведал что творил. К его отношениям с Роком
оказалась приложима античная формула власти и подчинения: "Один
разумно движет оставаясь неподвижным другой разумно движется
оставаясь неразумным". Ее метафизическое прочтение позволяет
увидеть в первой силе Рок а во второй - исполнителя Эдипа который
хотя и "разумно двигался" но по сути оставался неразумным.
Большую часть своей жизни Эдип был человеком без самосознания
без духа. Его "сверх -я" спало и пробудилось в нем лишь тогда
когда он смог мысленно совместить два ряда событий - линию жизни и
линию судьбы т. е. когда он отчетливо осознал кто он есть на самом
деле и что совершил. Воссоединив разорванные связи времен и
событий Эдип обнаружил что виновен в страшных преступлениях. Стена
незнания и непонимания отгораживавшая его от истины обрушилась.
Прошлое с былыми грехами предков и его собственными преступлениями
воссоединилось в его сознании с тем что Эдип считал несбывшимся
будущим. Это воссоединение осуществил дух Эдипа пробудившийся в
чрезвычайных обстоятельствах обрушившихся на Фивы бедствий.
Произошло то о чем Платон говорил так: "Рождается душа сама себя
понимающая".
Дух Эдипа в отличие от его ночной и дневной души оказался
единственной ипостасью его существа способной прозревать скрытые
смыслы бытия и обнаруживать связи тянувшиеся в настоящее с двух
сторон - канувшего прошлого и вероятного будущего. Только ему
оказалось под силу воссоединить разъятые времена. Дух заставил
Эдипа пренебречь доводами охранительного благоразумия и побудил
переступить черту за которая пряталась пугающая тайна его судьбы.
Но к сожалению и дух оказался бессилен перед неумолимым Роком.
Открытие произошло слишком поздно когда было уже невозможно
что-либо исправить.
Жизненная драма Эдипа приподымает завесу за которой
обнаруживается иной мир. Она доказывает что метафизическая
реальность действительно существует. Она же позволяет убедиться в
том что эта реальность весьма успешно прячется от человека и что в
распоряжении людей имеются лишь крайне скудные возможности судить
о ней лишь по обнаружившимся следствиям. Что же касается причин то
они скрыты и позволяют лишь строить предположения об их истинном
состоянии. Человеку может казаться что его поступки полностью
зависят от его желаний и воли что он сам принимает решения
и cам выбирает направления приложения своих сил. Но время
от времени он неожиданно для себя вдруг с устрашающей
отчетливостью обнаруживает что он не хозяин своей жизни а всего
лишь кукла-марионетка находящаяся во власти неких запредельных
сил.
Владислав Аркадьевич - докт. социол. наук профессор кафедры
социологии Санкт-Петербургского университета МВД
©СМУ, 2000 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ