НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII
А. В. Ситников
ДУША ЧЕЛОВЕК И ЕДИНСТВО
МИРОЗДАНИЯ В ФИЛОСОФИИ ПЛОТИНА
1. Единство всего сущего - основное положение Плотина.
Множественность в мироздании вторична и лишь указывает на его
изначальное единство. Все существующее участвует в этом единстве
источник которого - Единое. "Каждая вещь из тех что следуют за
первым имеет в себе нечто вроде его образа причем этот образ [след
Единого] стал для них сущностью так что их бытие является следом
Единого" (V 5 5 6-14). В той мере в какой о наличном мы можем
судить как о существующем мы усматриваем в нем след присутствия
высшего начала. Само бытие есть след память и первое отражение
сверхъединства а утрата единства тождественна отсутствию бытия.
Так же и человек по своей сути родствен всему космосу и
пронизывающему все божественному началу.
2. Говоря о душе Плотин выражает мысль что "природа души
двойственна: она и умопостигаема и чувственна... мировая душа
извечно укоренена в том что превыше ее... Наша душа тоже не вся
целиком погружена в низшее но есть частица ее сущности в
умопостигаемом" (IV 8 7-8). Душа трактуется как частично
пребывающая в умопостигаемой природе. Она имеет как бы две части:
падшую (низшую) и непадшую (высшую). Непадшая часть души созерцает
умопостигаемый мир: "Душа сродни божественной и вечной природе ...
в ней самой очищенной обитает все лучшее а именно: благоразумие и
прочие добродетели" (IV 7 10). Прекрасные вещи душа принимает
признает за свои настраивается на один с ними лад. Натолкнувшись
же на безобразное душа отворачивается от него отказывается принять
не гармонируя с безобразным чуждаясь его и страдая от
соприкосновения с ним. Поскольку по природе своей душа принадлежит
к самому лучшему из сущего то когда она видит прекрасное или его
след она радуется и опознает это как свое вспоминает о себе (I 6
2).
3. Для Плотина подлинный человек - это наш внутренний человек
наша душа которая вечно существует вблизи Ума постоянно им
освящается. Эта душа не согрешает не страдает и всегда остается
свободной ее истинной разумной деятельности не препятствует ни
тело ни телесный мир ибо в них высшая душа не снисходит. То что
снисходит в низший материальный мир - это только некое излучение
высшей души ее образ или выражение на более низком уровне. Этот
образ и вступает в контакт с телом и образует некое смешанное
единство - человека. Человек - это низшее существо которое
согрешает страдает пребывает в неведении ему присущи эмоции
падения.
4. Есть мировая душа и есть индивидуальные души. В мировой душе
и душах индивидуальных можно выделить две части. Первая высшая
часть занята вечным созерцанием того что выше ее другая "сходит" и
создает мир материальных объектов. Часть которая всегда остается
"вверху" в Интеллектуальном Мире не будет узнана нами если мы не
настроим нашу душу так чтобы жить в соответствии с ней. Действия
этой части души нам обычно неизвестны - это наши бессознательные
желания которые только выходят на поверхность когда мы их
схватываем (IV 8 8 10-1l) нашим разумом или чувствами. Можно ли
эту часть нашей души которая вечно "выше" называть душой? Не
является ли она в действительности частью Ума? Плотин говорит что
человек это - Мир Идей. Он способен созерцать идеи и таким
образом на мгновение быть тождественен с ними. Говорить что
человек - это мир идей можно только добавив обратное утверждение:
человек - это не мир идей (V 3 3 31). Точно так же утверждение:
"Человек - одно с Благом" само по себе не верно если к нему не
добавить обратное: "Человек - не одно с Благом" ибо все существует
благодаря причастию единству без которого любая вещь не существует
но само Единое находится превыше всего. Выражение: "каждый человек
есть мир идей" означает что его душа исходит от Ума им управляется
и поддерживает с ним непосредственную связь.
5. Согласно платонической антропологии душа причастна миру идей
божественна непреходяща и вечна. Как бы сильно не оскверняла ее
связь с телом даже в этой темнице душа не может лишиться своей
вечной укорененности во благе. Душа сохраняет всегда свою природу
благой. Высшее существо человека неизменно. Даже когда человек в
конце концов уходит из этого мира не происходит существенной
перемены. Высшая часть души не претерпевает сколь-либо значимой
перемены просто она перестает испускать энергию излучать и
управлять своей низшей индивидуальностью.
6. Истинная разумная сущность человека его подлинное бытие не
может грешить страдать. С большой вероятностью можно предположить
что по мысли Плотина истинное бытие обретаемое в человеке никогда
не заблуждается и не бывает лишенным полного знания. Оно не может
сходить до телесного уровня и быть полностью вовлечено в его
жизнь. Оно может внимать горним вещам или же нижнему миру; может
сосредоточивать внимание на небесных реальностях точнее на высшей
душе которая участвует в свете ума или же на земных вещах на
интересах телесного мира. В первом случае человек участвует в
жизни вечного мира добра истины и подлинного бытия из которого он
может возвыситься до единения с божеством. Человек может направить
свое внимание вверх или вниз и от этого зависит весь его жизненный
строй. Роль философии заключается в том чтобы нас правильно
ориентировать. Цель учения Плотина - это верная ориентация души
направленность ее на подлинное бытие.
7. Вечная и неизменная укорененность человека в благе - это
основное положение антропологии Плотина. На этом у неоплатоников
основывается видение Единого. Поскольку душа божественна то
следовательно для познания высших миров душе достаточно
освободиться от всего чужеродного и обрести свою подлинную
сущность. Тогда очищенная душа станет созерцать в себе Единое ибо
она в своей подлинной сути есть одно с ним является его эманацией.
Индивидуализация души и ее стремление к материальному - это
забвение и непризнание ее собственного существа. Осознанием что
душа в глубине и есть божество - непременное условие возвращения
души к подлинному бытию.
8. Неоплатонизму присуще представление о ниспадении из
состояния первоначального совершенства. Известно что в
платонической традиции проблема зла решается учением о материи.
Человек вместе со всем что существует причастен миру идей но он
так же причастен и материи. Будучи в этом мире он одновременно
принадлежит и к истинному бытию и к небытию. При этом его связь с
материи (небытием) является вынужденной и чужда сущности его души.
В чем причина падения души если она укоренена в сверхчувственном?
Исследуя этот вопрос Плотин говорит что падение души происходит
недобровольно но и не без ее участия. Позиция Плотина антиномична.
С одной стороны он говорит что "причина постигшего их зла лежит в
них же самих - в их дерзостно осуществившемся желании рождения" но
с другой стороны указывает что в души заложено "их изначальное
стремление к инобытию или обособлению" (V 1 1). "Нет
противоречия... между добровольностью и вместе с тем
вынужденностью ниспадения. Действительно движение всего того что
направляется к худшему состоянию недобровольно но поскольку
идет-то оно собственным ходом то говорится что все претерпевающее
худшее подлежит суду за содеянные им дела" (IV 8 5). Пребывание
души в теле - результат необходимого предустановленного
"развертывания" из Единого всей иерархии сущего. Души нисходят не
принудительно и не по собственной воле в смысле разумного выбора а
естественным движением спонтанно: "Необходимость и судьба силою
природы посылают каждую душу последовательно идти к тому к чему
она своим устройством уготована к образу своего первоначального
выбора и характера" (IV 3 13). Но в то же время отдельные души
попадают в тела вполне свободно в силу своего страстного желания к
единичному самоопределению.
9. Для Плотина сущностью греха является то что человек
отвергает присущие душе стремления и подчиняется другому низшему
началу. Однако человек соглашается на грех не добровольно и не
сознательно - он совершает ошибку. Его ум согласно Плотину
поглощен неподвластной ему страстью и фактически не способен
"правильно сознавать". Его ошибка есть грех хотя он не осознает
что ее совершил. Это и есть то что понимает Плотин когда говорит о
недобровольном падении. Мы делаем неправильный выбор обманываясь
нашими обстоятельствами страстями думая что это приведет к благу.
Плотин говорит что для нас невозможно с полным пониманием того что
есть истинное благо и зло выбрать зло поэтому чтобы душа всегда
безошибочно выбирала благо и тем самым следовала своей природе
необходимо очистить душу.
10. Если душа - носительница предвечного благого начала волею
судеб заключенного в границы мира становления то спасение
понимается как очищение. Причастность материи искажает и
умаляет истинную природу души. Когда материя теряет власть над
человеком существенное в нем (его божественный аспект)
раскрывается и обретает свою настоящую значимость. И человек
считает Плотин в состоянии восстановить свое подлинное
неискаженное материей бытие если его душа стремится к тому что
является ее естественным предназначением и целью.
Ситников Алексей Владимирович - канд. филос. наук преподаватель
Российского православного университета св. Иоанна Богослова.
©СМУ, 2000 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ