НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII
М. С. Розанова
ДИАЛОГ: АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Традиция выражения философской мысли в диалогической форме восходит к
творчеству первых греческих философов. Платон определял суть философии как беседу
души с самой собой. Диалоги философа как раз и являются беседой участники
которой зачастую общаются на равных поскольку доминирующая роль кого-нибудь из
участников разрушила бы единое для всех поле истины. При таком построении диалога не
происходит утверждения правоты одного: все одинаково причастны к истине и за счет
этого происходит максимальное сближение и приближение к единому акту понимания.
Ученик Платона Аристотель подчеркивая значимость диалога говорит
что человек - животное политическое а потому без Другого без общения с себе
подобными нет и человека как такового. Его сущность размывается и теряется при одном
лишь желании самоутверждения провозглашении своих принципов в качестве
универсальных законов обладающих значимостью для каждого.
Как известно греческая мысль воплощает стремление к гармонии
внутреннему единству. Диалог являет ту форму которой присуще
соприкосновение взаимодействие и взаимопроникновение с
выявлением общего основания. Именно поэтому греческая
философия неразрывно связана с традицией диалога. В диалоге
происходит самоидентификация индивида потому что общение не
сводится только к обмену информацией но сопряжено с
внутренней борьбой с напряженным поиском. Таким образом мы
достигаем предельного понимания как Другого так и себя
самого. Подобная форма по сути оказывается амбивалентной: с
одной стороны она растворяет участников в едином поле
понимания а с другой - усиливает индивидуальность
каждого и все это вместе возможно станет источником
принципиально нового изначально не заложенного в диалоге.
Диалог связан с интертекстуальностью - пространством
включающим в себя безграничное множество межтекстуальных
отношений. Читатель диалога не остается вне участия его
приобщенность к постижению истины может пойти своим
собственным путем. Можно сделать вывод что диалог
разворачивается в области превосходящей сам текст - это
незамкнутая открытая для каждого система.
Установление в Новое время субъектно-объектного разделения фактически
повлекло за собой отказ от диалога как совместного постижения единой для всех истины.
Субъект предстает не только как законодательствующее начало по отношению к внешнему
и чуждому "объекту" но и являет собой автономный самодостаточный разум индивида
обладающий безусловным авторитетом. Философ отстраняется от всеобщего познания не
нуждаясь уже в человеке как в таковом. Продукт его мысли как правило сводится к
категоричным утверждениям в форме монолога. Взаимопонимание перестает быть
самоцелью и гарантией постижения сущности бытия. Право познания всецело
закрепляется за субъектом в то время как объект изначально находится в области
определяемой с позиции субъекта. Подобная нетерпимость к Другому
противоестественна человеку. По своей природе он стремится к единению с себе
подобными и поэтому особенно тяжело переживает свою отделенность и замкнутость.
Сама система в которой две противоположности - субъект и объект - противостоят друг
другу и одна рассматривается как источник истины а другая исключена из процесса
познания скорее всего не может быть совершенной.
Трудно не согласиться с утверждением Гегеля: "Платон сделался эклектиком так
как объединил Пифагора Гераклита и Парменида". Этим он подчеркивал и то что
односторонний подход в определенных моментах у одного из этих философов
компенсируется при включении в высшее единство а потому такой подход в поиске
комплементарных учений в высшей степени продуктивен. В силу своей эклектической
природы и предельной сдержанности в вынесении категорических суждений диалоги
Платона невозможно свести к рамкам единственно верной трактовки. Они до сих пор
порождают многочисленные интерпретации каждая из которых являет один из ракурсов
идеи платоновских произведений. Возможен и такой вывод что подлинная полнота
заключается не в частном видении того кто встает на позицию одного из собеседников а
в едином приобщении к сути диалога.
Современная философия остро ощущая подлинные потребности целостного
человека стремящегося в своем развитии к гармонии вновь возвращается к античной
традиции к платоновским диалогам придавая им особую актуальность. Сегодня
философия пытается помочь человеку преодолеть затерянность в мире достичь
самоидентификации личности снять противоположность внешнего и внутреннего. Диалог
стремится к предельной целостности отражения бытия во всех его проявлениях в нем
зачастую переплетается научное мифологическое художественное.
В ХХ в. диалог включает в себя и сравнение работ разных мыслителей и
сопоставление систем различных философских школ национальных форм философского
знания (А. С. Колесников 1994) обращая нас к философской компаративистике.
Большой вклад в эту сферу сделал Б. Рассел осознававший что с резко
возросшей коммуникацией чрезвычайно интенсивным взаимодействием культур
человечество как никогда нуждается в традиции равноправного диалога который является
залогом гуманистической основы мироустройства.
Розанова Мария Сергеевна - студентка философского факультета СПбГУ
©СМУ, 2000 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ