Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII

М. С. Розанова

ДИАЛОГ: АНТИЧНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Традиция выражения философской мысли в диалогической форме восходит к творчеству первых греческих философов. Платон определял суть философии как беседу души с самой собой. Диалоги философа как раз и являются беседой участники которой зачастую общаются на равных поскольку доминирующая роль кого-нибудь из участников разрушила бы единое для всех поле истины. При таком построении диалога не происходит утверждения правоты одного: все одинаково причастны к истине и за счет этого происходит максимальное сближение и приближение к единому акту понимания.

Ученик Платона Аристотель подчеркивая значимость диалога говорит что человек - животное политическое а потому без Другого без общения с себе подобными нет и человека как такового. Его сущность размывается и теряется при одном лишь желании самоутверждения провозглашении своих принципов в качестве универсальных законов обладающих значимостью для каждого.

Как известно греческая мысль воплощает стремление к гармонии внутреннему единству. Диалог являет ту форму которой присуще соприкосновение взаимодействие и взаимопроникновение с выявлением общего основания. Именно поэтому греческая философия неразрывно связана с традицией диалога. В диалоге происходит самоидентификация индивида потому что общение не сводится только к обмену информацией но сопряжено с внутренней борьбой с напряженным поиском. Таким образом мы достигаем предельного понимания как Другого так и себя самого. Подобная форма по сути оказывается амбивалентной: с одной стороны она растворяет участников в едином поле понимания а с другой - усиливает индивидуальность каждого и все это вместе возможно станет источником принципиально нового изначально не заложенного в диалоге. Диалог связан с интертекстуальностью - пространством включающим в себя безграничное множество межтекстуальных отношений. Читатель диалога не остается вне участия его приобщенность к постижению истины может пойти своим собственным путем. Можно сделать вывод что диалог разворачивается в области превосходящей сам текст - это незамкнутая открытая для каждого система.

Установление в Новое время субъектно-объектного разделения фактически повлекло за собой отказ от диалога как совместного постижения единой для всех истины. Субъект предстает не только как законодательствующее начало по отношению к внешнему и чуждому "объекту" но и являет собой автономный самодостаточный разум индивида обладающий безусловным авторитетом. Философ отстраняется от всеобщего познания не нуждаясь уже в человеке как в таковом. Продукт его мысли как правило сводится к категоричным утверждениям в форме монолога. Взаимопонимание перестает быть самоцелью и гарантией постижения сущности бытия. Право познания всецело закрепляется за субъектом в то время как объект изначально находится в области определяемой с позиции субъекта. Подобная нетерпимость к Другому противоестественна человеку. По своей природе он стремится к единению с себе подобными и поэтому особенно тяжело переживает свою отделенность и замкнутость. Сама система в которой две противоположности - субъект и объект - противостоят друг другу и одна рассматривается как источник истины а другая исключена из процесса познания скорее всего не может быть совершенной.

Трудно не согласиться с утверждением Гегеля: "Платон сделался эклектиком так как объединил Пифагора Гераклита и Парменида". Этим он подчеркивал и то что односторонний подход в определенных моментах у одного из этих философов компенсируется при включении в высшее единство а потому такой подход в поиске комплементарных учений в высшей степени продуктивен. В силу своей эклектической природы и предельной сдержанности в вынесении категорических суждений диалоги Платона невозможно свести к рамкам единственно верной трактовки. Они до сих пор порождают многочисленные интерпретации каждая из которых являет один из ракурсов идеи платоновских произведений. Возможен и такой вывод что подлинная полнота заключается не в частном видении того кто встает на позицию одного из собеседников а в едином приобщении к сути диалога.

Современная философия остро ощущая подлинные потребности целостного человека стремящегося в своем развитии к гармонии вновь возвращается к античной традиции к платоновским диалогам придавая им особую актуальность. Сегодня философия пытается помочь человеку преодолеть затерянность в мире достичь самоидентификации личности снять противоположность внешнего и внутреннего. Диалог стремится к предельной целостности отражения бытия во всех его проявлениях в нем зачастую переплетается научное мифологическое художественное.

В ХХ в. диалог включает в себя и сравнение работ разных мыслителей и сопоставление систем различных философских школ национальных форм философского знания (А. С. Колесников 1994) обращая нас к философской компаративистике. Большой вклад в эту сферу сделал Б. Рассел осознававший что с резко возросшей коммуникацией чрезвычайно интенсивным взаимодействием культур человечество как никогда нуждается в традиции равноправного диалога который является залогом гуманистической основы мироустройства.


Розанова Мария Сергеевна - студентка философского факультета СПбГУ

©СМУ, 2000 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ