Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII

Т. В. Артемьева

РОССИЙСКИЕ АТЛАНТИДЫ ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ1

Как известно "историческая" Атлантида была описана в платоновских диалогах "Критий" и "Тимей". В России XVIII в. было много почитателей великого греческого философа. В 1780-1985 гг. Петербургской академией наук был издан трехтомник "Творений велемудрого Платона" на русском языке. Впрочем интеллектуалы читали его и в оригинале. Русские мыслители использовали сформулированные им архетипические модели в том числе и политические. Один из них Михаил Щербатов автор "платонических диалогов" о бессмертии души и одного из первых утопических сочинений "Путешествие в землю Офирскую" попытался описать легендарную Атлантиду в своеобразной эпистемологической аллегории "Путешествие в страны истинных наук и тщетного учения". В ней описывается путешествие двух греческих юношей Алсипа и Протагороса в Страну Истинных Наук. Эта страна "лежит за столпами Геркулесовыми" и "составляет превеликий остров который иные Атлантидой называли".

Щербатов как и все его современники разделял платоновскую максиму так соответствующую веку Просвещения о философах которые должны управлять государством. Поэтому в аллегории речь идет о государстве управляемом богиней Истинной Науки. По сути Щербатов раскрывает популярную "дизвитьемную" метафору о "царстве Разума" придавая ей вид классической утопии "путешествия в неведомую (но просвещенную!) страну". Перемещение это весьма условно как это было и с Землей Офирской. Однако пространство мифологической географии слегка изменено. Библейская страна Офир (куда кстати плавал Хирам легендарный архитектор храма Соломона почитаемый масонами как основатель ордена вольных каменщиков) сменяется на Атлантиду.

"Платонические" коннотации маркированы и мнимым переводом с греческого и сюжетом описывающим путешествие двух юношей в Страну Истинного Знания по маршруту уже проделанному Фалесом Анаксагором и другими знаменитыми философами. Овладение знаниями процесс непростой и не каждый может достичь успеха на этом пути. Сколько соблазнов искушений опасностей подстерегает юношей! Это реки Заблуждения Предубеждения Ложного Заключения Мыс Невежества с агрессивными исполинами острые камни: Тщетные Упражнения Обманчивость Высокомерие угрожающие хрупкому кораблю.

Истинное знание в сочинении Щербатова противопоставлено не отсутствию знания а знанию ложному представляющему большее зло чем простое невежество ибо является результатом сознательного выбора. Таковой был сделан одним из героев щербатовского повествования Протагоросом соблазнившимся шириной и покоем реки Заблуждения текущей на запад которая привела его в Царство Тщетных Наук из которого он вернулся самоуверенным нахалом. Другой герой Алсип не побоялся стремительного течения реки Благоразумия воды которой отметим это особо текли на восток. Разумеется оппозиция восток-запад в данном случае имеет не "предславянофильские" а масонские коннотации обычные как в культуре того времени так и в творчестве Щербатова.

Путь познания представляет собой одновременно и путь нравственного совершенства. Истинное знание делает мудрым а мудрость приводит к добродетели.

Только один из юношей Алсип достигает вожделенной Страны Истинных Наук. Другой Протагорос соблазняется легким путем и сворачивает в Страну Тщетной Науки. И вот на том самом месте где Алсип достигает области Правомыслия и его встречает и приветствует начальствующий там Здравый Рассудок рукопись обрывается.

Досадная лакуна отчасти может быть заполнена обращением к текстам иных авторов той же эпохи. Один из них - Михаил Херасков известный более по разряду поэзии нежели философии. Вместе с тем тексты Хераскова прежде всего его "духовные" или "масонские" стихи и "политические романы" являются важными источниками для понимания русской философии XVIII в. В данном случае нас интересует его роман "Полидор сын Кадма и Гармонии" описывающий остров Хризу своеобразный интеллектуальный парадиз куда путешествует герой Полидор сын мифологических Кадма и Гармонии.

Описание данное Херасковым к счастью сохранилось во всех подробностях. Мы можем прочитать что для путешествия Полидор получил своего Вергилия которым оказался "Дух пустынный". Он велел Полидору совершить ритуальное омовение - погрузиться в "янтарный источник" и облачиться в "белые ризы". Не следует забывать что символика янтаря роднит его со светом и солнцем а переодевание означает перерождение освобождение от пороков и т. п. Подготовившись подобным образом Полидор отправился на завоевание мудрости. Естественно путь к ней не близкий и таит множество соблазнов. Самые серьезные из них - очевидные истины данные в практике повседневного опыта и представляющие собой замаскированные ложные истины. На пути Полидора встречаются старцы советующие ему не тратить свою молодость в поисках сомнительного знания а посвятить ее бесспорным жизненным ценностям - славе любви и пр. Следует учесть что "старцы" - авторитетные советники для почитающего преклонный возраст и связанный с ним жизненный опыт Полидора. Несмотря на сомнения которые пятнают белоснежные одежды героя он все-таки решает продолжать путь и получает за это вознаграждение. Пройдя "радужные врата" он видит людей в "блистательных одеждах" среди которых встречает своих друзей. Они по прежнему почитают его как царя ибо "царское титло" не отменяется и в раю ибо "во здешней стране каждый обитатель духом его возвышаться может колико смертному предназначено; просвещаться учением колико оно в понятие каждого вместиться может; но приобретенные почести короны скипетры и титла завсегда священными чтутся". И действительно на Хризе высоко оцениваются государственные заслуги правда только тогда когда они соединены с добродетельной жизнью.

Полидор видит мудрых благочестивых и человеколюбивых царей прославленных полководцев великодушных воинов честных судей с чистой совестью кротких и целомудренных вельмож восседающих в "великолепных чертогах из светлых облаков составленных" и вкушающих амброзию и нектар. Впрочем там так же находится место для музыкантов писателей поэтов и ученых.

Полидора встречают спутницы Мудрости-Теандры. Это Благоразумие Щедрость Скромность. Целомудрие Непорочность Чистосердечие. Мы видим что Херасков увеличивает число дианоэтических добродетелей отдавая Разуму безусловное первенство.

Направляясь далее на встречу с Теандрой Полидор должен преодолеть ряд препятствий. Это: "темный лес кедровый" Врата мудрости изображающие змея кусающего себя за хвост долина с терновыми кустами цепляющимися за одежду и наконец Гора Познаний. Иерархия ценностей имеет свою топографию и пространственную ориентацию. Полидор движется на восток. В конечном итоге место куда попадает герой представляет собой некий географический феномен оно находится на своеобразном "Восточном полюсе". Вектор так же обращен вверх. Герой должен совершить восхождение чтобы достигнуть добродетели или мудрости. Путь нелегкий Полидора: "по крутизне горы узкою излучистою стезею; он переходил скалы увесистые стремнины ужасные заразы глубокие". Полидор видит все царства природы соединенные единой цепью и постигает единство мира и его многообразие.

Все было в этом волшебном мире даже для "Наказа" Екатерины там нашлось место: "Инде приближались они к истукану который весь из очей был составлен весы в одной руке скипетр в другой держащему; книга перед ним разгнутая лежала с надписаним: "Училище царей - училище судящих - училище каждого человека!". Полидор внимательно читал сию бессмертную книгу ибо она не была велика и казалась подобна во всем той которая зерцалом и душою наших законов должна нарицаться".

Освобожденный от грехов и невежества Полидор удостаивается встречи с Богиней Мудрости Теандрой и лицезрением ее жилища. "Великолепный Мудрости храм сооружен на неизмеримой плоскости из веществ нетленных несгораемых не распадающихся; он подкреплен яшмовыми столпами все правила зодчества представляющими и паче важность нежели восторги впечатлевает на взирающих..." - пишет Херасков. Вероятно подобное описание мы нашли бы и у Щербатова. Богиня Мудрости Теандра является также олицетворением идеального общественного устройства. "...Я есмь дщерь рожденная в начале веков из мыслей великого Зевса - говорит она герою - я обитала с человеком купно во дни златаго века под именем Астреи и тогда люди были благополучны; нынче учинилась я символом мудрых под именем Минервы".

Нелегко оказаться в пространстве истинного и чистого знания однако путь этот "труден но есть приятен" не нужно идти "окольными стезями" они не только затрудняют путь но искажают его. Зато тот кто не отступает от пути истинного знания вознагражден вполне. Их ожидает жизнь в интеллектуальном парадизе где они продолжают существовать "в бессмертном существе" и после смерти. "Все добродетельные люди на мой остров преселяются и не умирают" - говорит Теандра.

Существует и антипод этому парадизу интеллекта - царство Анафы нимфы с "геенским дыханием" сеющей зло. Если Хриза помещается на востоке то царство Анафы - на западе. Коварная нимфа чрезвычайно похожа на Теандру и выдает себя за нее. Однако ценности провозглашенные ею ложны но "многие разумом одаренные человеки ее очарованиями обольстились и возникли мудрецы неправедные буйственные соблазнительные богохульные развратные творения по ее внушению издающие".

Рассмотренные сюжеты представляют собой специфический тип утопии эпохи Просвещения назовем ее эпистемологической утопией. В общем виде эпистемологическая утопия представляет собой демонстрацию преимущества знания перед невежеством на социальном примере. К этому типу утопий можно отнести практически всю технико-технологическую утопию и научную фантастику. Но в эпоху Просвещения знание не всегда имело рациональный характер и упорядоченный вид. Способ и метод познания зависел от изучаемого объекта и если им становились "тайны Натуры" сущность божества бессмертие души и т. п. метод мог и не быть рациональным.

Вообще значение рационализма как господствующего метода познания для эпохи Просвещения сильно преувеличено. Это было время активного освоения мира иррациональными методами одним из которых стал неоплатонизм. Последний получил широкое распространение в масонской среде и в определенной степени именно масоны развивали и поддерживали этот дискурс в России. Учение Платона масоны относили к "древнему знанию" которое почитали и изучали. В определенном смысле они считали "идеальным царством Платона" организацию своих лож.


Артемьева Татьяна Владимировна - д-р филос. наук ученый секретарь СПб Института человека РАН директор СПб Центра истории идей

ПРИМЕЧАНИЯ
1 This work was supported by Research Support Scheme of the Open Society Support Foundation grant No.: 1520/1999.
2 См.: III Цар. X 11.
3 Херасков М. М. Полидор сын Кадма и Гармонии. Творения М. Хераскова. Часть XI М 1802. С. 278-279.
4 Обычно так изображалась вечность.
5 Херасков М. М. Полидор сын Кадма и Гармонии. С. 311.
6 Там же. С. 314-315.
7 Там же. С. 321.
8 Там же. С. 322.
9 Там же. С. 322. С. 227.
10 Там же. С. 322. С. 325.

©СМУ, 2000 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ