Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ VIII

Е. М. Воронова

ТЕЛЕСНОСТЬ И ЭНЕРГИЙНОСТЬ СЛОВА В РАССМОТРЕНИИ
А. Ф. ЛОСЕВА И П. А. ФЛОРЕНСКОГО

Несмотря на то что словесный текст - это одна из форм человеческой деятельности проникнуть в ее глубину оказывается делом весьма сложным. Трудно найти коды к словесной системе знаков. Слово оказывается неуловимым именно в силу того что "хочет быть услышанным понятым отвеченным и снова отвечать на ответ ... оно вступает в диалог который не имеет смыслового конца. Слово если оно только не заведомая ложь бездонно"1. Какая власть есть у слова и какая у человека? Какая сила связывает человека и слово?.

Одними из первых среди русских ученых занялись этими сложными проблемами в начале XX в. А. Лосев и П. Флоренский. Они блестяще и глубоко знали античность и рассматривали жизнь слова в античных традициях - в традициях телесности. Телесное восприятие мира пронизывает всю античную культуру. Человек имеет тело космос имеет живое тело число - это тело идея - это тело. Лосев пишет об эстетике Платона: "Категория всякой определенности (где бы то ни было в пространстве во времени в мысли) есть тело"2. Платоновский космос не только имеет трехмерное живое тело которое существует в нерушимой единораздельности и цельности. Кроме того космос не просто целое но "еще и пропорциональное целое. Это значит что везде в космосе мы улавливаем такие соотношения которые постоянно повторяются и потому делают пропорциональным весь космос"3. Работает общепринятое в античности определение: многое есть единое и единое есть многое. Человек своим строением повторяет строение космоса. Они соотносятся как микрокосм и макрокосм. Человеческое слово и человек соотносятся тоже как микрокосм и макрокосм. В 20-х годах XX в. П. Флоренский написал статьи "Строение слова" и "Магичность слова" в которых слово изучается как телесный организм. Оно имеет кожный внешний покров - звуковая и морфологическая формы и душу - смысл значение семема. "Слово есть самозамкнутый мирок организм имеющий тонкую структуру и сложное тесно сплоченное строение. Мы имеем смелость назвать ... слово организмом. Оно имеет в себе момент физико-химический соответствующий телу момент психологический соответствующий душе и момент одинокий или вообще оккультный соответствующий телу астральному. Иначе говоря слово порождение всего нашего существа в его цельности есть действительно отображение человека"4.

Слово у Лосева состоит из нескольких оболочек или сфер или тел-порога. Ученый в своей книге приводит обширную таблицу оболочек слова которые живут постоянно переходя друг в друга и одновременно являясь независимыми друг от друга. Например:

Меон(иное) в модусе осмысления.

Фонема (звук голос членораздельность совокупность членораздельных знаков особенности произношения).

Семема (фонематическая семема символическая семема этимон морфема синтагма пойема симболон). Сущность или смысл (энергема энергия физическая энергия органическая энергия сенсуальная энергия). Рассмотрим некоторые рассуждения Лосева о физической органической и сенсуальной энергиях слова.

"Физическая энергема слова ничем не отличается от физической энергемы. Слово есть в этом смысле некоторый легкий организм наделенный магической силой... Слово живет не только как физический и неодушевленный процесс но и как живой растительно-животный организм поскольку мы имеем в виду живое слово живого человека. Оно - биологическая величина и чтобы существовать нуждается в многочисленных атомно-физиологических условиях ... органическая энергема слова есть принцип раздражающегося организма а раздражение сводится к знанию внешнего себе предмета без знания себя самого ... Слово как результат органической энергемы есть семя и оно живет для "иного" есть мысль об "ином" и - самозабвение. ... Отличить знание "иного" для того чтобы быть фактом требует отличения от противоположного т. е. требует понятия "знания себя" и понятие раздражения требует понятия ощущения"5. Если есть раздражение и ощущение значит есть поверхность порог. Дотрагиваясь до поверхности порога другого тела мы ощущаем границу своего тела и другого тела. Кроме того "живое всегда обнаруживает себя только благодаря поверхности контакта. Тело - слово начинает оживать в тот момент когда мы его касаемся".

"... Здесь мы сталкиваемся с тем что если хотите кожа предмета только и ждет чтобы ее коснулись запечатлелись в ней... Только коснуться ... и предмет начинает свое движение в образ он начинает говорить. Касанием обнаруживается план высказываемости предмета"6.

Как человек состоит из разных энергий материи так и слово состоит из разных энергий материи. Человек и слово связаны между собой потому что только человеку дано слово. Если бы они не были бы связаны пригнанностью аналогией человек не смог бы говорить пользоваться языком.


Елена Михайловна - докторант философского факультета СПбГУ

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М. 1979. С. 307.
2 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Сократ Платон. М. 1994. С. 609.
3 Там же. С. 610.
4 Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М. 1990 С. 279.
5 Лосев А. Ф. Философия имени. М. 1990. С. 54-58.
6 Подорога В. А. Феноменология тела. М. 1995. С. 49.

©СМУ, 2000 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ