НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ IX
С.А. КОВАЛЕВ
Роль созерцания в неоплатонизме и средневековой
философии (сравнительный анализ)
Изначально мы принимаем как общезначимое положение о том, что неоплатонизм во
многом определил развитие западно-европейской, в том числе средневековой
философской традиции. Философия неоплатоников явилась переходом от греческого
(языческого) мировоззрения к христианскому, в ней все более возрастала роль
мистицизма, иррационализма, особенно в учении о Едином, эманации, экстазе,
теургических устремлениях.
Эта динамика перехода не может быть понята как простой процесс смены одной
культуры другой, как движение от прошлого к будущему через настоящее. Специфика
перехода проявляется исключительно в моментах взаимообогащения, преемственности
смысловых, понятийных детерминант и оснований различных культур, позволяющих
преодолевать их разорванность во временном аспекте.
Конечно, в движении мысли вперед всегда что-то утрачивается и теряет свою
актуальность для последующих эпох, однако в целом интеллектуальный опыт
неразрывно связывает между собой целые эпохи, несмотря на их временную и
пространственную обособленность друг от друга.
В качестве примера приведем суждение исследователя патристики А.Гарнак,
оценившего ее "как прогрессирующую эллинизацию первоначального христианства".
При всем этом отметим, что по своим историческим основаниям, теоретическим и
мировоззренческим установкам языческий неоплатонизм разнятся очень глубоко.
Скажем, проблема личности как особой реальности была осмысленна и поставлена
лишь в христианстве, где она получает субстанциональное единство через любовь к
другому как ей подобному и Богу.
У Плотина же единство самосознания выражено в стремлении отожествить себя с
различными ипостасями Единого, вплоть до возможного мистического созерцания
сверхличностного Всеединства.
В неоплатонизме господствовала установка на критику психологизма и ухода от
внешнего мира как основанию множественности бытия. В схоластике, несмотря на
критику внешних форм бытия роль эмпирического (мирского) начала в субъекте
всегда занимала важное место. Общая установка, характерная как неоплатонизму,
так и схоластике, что умный созерцает многое, не доходя до постижения Абсолюта,
мудрец же постигает его путем самопознания, самоуглубления, стараясь уйти от
внешнего, множественности, текучести.
В неоплатонизме существует различные опыты созерцания, определяющие возможность
восприятия ипостасей Единого и понимания его как этапов в развитии и
жизнедеятельности духа. Цель познания - Единое, а основной метод его познания -
созерцание, дающее в едином акте целостное видение Абсолюта. Отсюда понятна
мысль Плотина о том, что "все причастно созерцанию". Лишь благодаря ему мы
приобщаемся к высшему синтезу. Несомненно также, что ноология и психология
Плотина оказали значительное влияние на трактовку созерцания у Августина и
других, более поздних философов, однако, основополагающие принципы их
философских систем были принципиально различными.
Августин, усвоив плотиновскую трактовку созерцания, развил ее в рамках
христианской догматики, заставляя спекулятивный разум подчиниться примату веры.
Теперь истину нужно было искать не у греческих мудрецов, а в библии, в
божественном откровении. Познавательная установка при переходе от греческой
эпохи к христианской кардинально меняется: от самопознания к богопознанию.
Философия неоплатоников, ориентированная на греческую мудрость и мифологию, была
заменена авторитетом Священного Писания. На различных этапах становления
средневековой схоластики всегда утверждался примат веры над разумом, истина по
определению была заключена в Писание.
Единое и Бог недоступны непосредственному созерцанию, а потому пути их
постижения во многом были сходны. Один из таких принципов был основан на
апофатике, посредством доказательства и отрицания всевозможных положительных
качеств Абсолюта, что позволяло определить его.
В основании двух систем лежит и концептуальное сходство. Оно состоит в том, что
ипостаси неоплатонической философии могут быть сведены к христианской догматике.
Так, Единое - Ум (Логос) - Мировая Душа соответствуют христианской традиции Богу
- Отцу, Богу - Сыну и Святому Духу как активному творческому началу такую же
роль играла в неоплатонизме Мировая Душа.
Созерцание есть по существу дело самого стремящегося созерцать высшее начало
посредством чистого ума и размышления. Неоплатоники считают, что это возможно в
акте самопознания, обучения, приведение себя к чистому единству, так как Бог не
отделен ни от кого и не принадлежит никому лично. Надо лишь привести себя в
полное согласие с ним. В христианстве же богопознание возможно лишь в акте веры,
где разум выполняет лишь подручную роль, не будучи способным отождествить себя с
Богом.
Различны также судьбы христианского богословия и языческого рационализма, в
частности, в понимании смысла истории. Если в христианском учении важнейшую роль
играло идея эсхатологии, то неоплатоникам она была чужда.
Для Плотина созерцание выходит за рамки всевозможных ограничений, оно имеет
онтологический статус, который все элементы мира возводит к единому.
У каждой ипостаси своя функция в созерцании и познании Единого.
Без созерцания Бога происходит отпадение души от него к внешнему миру, забвению
своего происхождения, все большее отдаление и отвращение от него. Только
созерцая высочайшее душа познает, что она такое есть, она принимает прообраз
Мыслящей первопричины. Приведем в связи с этим суждения Плотина: "чтобы узреть
Первоединого войти в самую глубь собственной души, как бы во внутреннее Святилище храма, и,
отрешившись от всего… ожидать, пока не предстанут созерцанию сперва образы как
бы внешние или отраженные (то есть Душа и Ум), а за ним и образ внутреннейший,
абсолютно - Первый…чтобы созерцать Начало и Единое, следует в самом себе начало,
самому из многого стать единым, другими словами, став всецело Разумом, вверив в
душу Разуму и утвердив ее в нем для того, чтобы она была восприимчива ко всему,
что мыслит Разум , надо созерцать Единое, только глазами Разума, не пользуясь ни
одним из внешних чувств, не допуская в это созерцание никаких чувственных
представлений, созерцать Чистейшее Существо одним чистым Умом наивысшей частью
ума".( См.: Плотин. Космогония. "Эннеады".Изд-во Ваклер, 1995. С.43)
Для Августина Бог и есть высшее бытие, его созерцание цель всего человеческого
существования. Только в Боге, который сам есть и бытие, и сущность, они в нем
совпадают, ибо он сам простая субстанция и ничему не причастен, ей же причастно
все.
У Плотина позиции Единого и бытия существенно различаются. Бытие может быть
мыслимо, Единое же нет, оно выше бытия и мысли, то есть предметом мысли быть не
может. Он повторяет тезис Парменида, что ум и бытие - одно и тоже, Бытие есть
первая эманация Единого.
Таким образом, мы видим, что трактовка созерцания как специфического приема
познания Абсолюта имеет в неоплатонизме и христианстве существенные различия, а
также элементы, связывающие их исторически.
©СМУ, 2001 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ