Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ X

Е. С. Титаренко

СОКРАТ: ПУТЬ ИСТИННОЙ ФИЛОСОФИИ

Знание о Золотом или Срединном Пути, о Гармонии между двумя Началами - Небом и Землей, Духом и Материей присутствует во всех учениях древности. Однако на всем пути человечества обнаруживается стремление мысли базироваться на одном из полюсов. История философии с этой точки зрения напоминает два широких, никогда не сливающихся потока, из которых один берет начало в Платоне, другой в Аристотеле. Источник этик двух течений связан с необыкновенной личностью, давшей первоначальный синтез философского миропонимания для европейского мышления, раскрывшей нравственную задачу человека и человечества, указавшей путь познания истины. Имя этой личности - Сократ.

Огромное историческое влияние Сократа не связано с масштабностью пространственно-временных параметров. Однако о силе "ударной волны" мысли, прокатившейся после его смерти, свидетельствует создание целого ряда разнообразных школ и течений. Думаю, что именно несхожесть, порою противоположность мировоззренческих установок его последователей свидетельствует об огромном разрыве в духовной дистанции между Учителем и учениками.

Уже в оценке первого поколения его последователей Сократ предстает мифической фигурой. Для Платона и других учеников, он был самый лучший из всех, кого им довелось узнать на их веку, самым разумным и самым справедливым. Среди иноземцев он слыл "украшением родного города". Индивидуальность Сократа не укладывается ни в какие рамки личности. Сократ "завораживает души" своими речами. Нравственная оценка своей жизни, соотнесение ее земного содержания с абсолютными ценностями придает смысл человеческой жизни.

В заботе о добродетели Сократ сам являет живой пример. Он одновременно человек, утверждающий, что не обладает мудростью, и человек, чей образ жизни вы-.зывает восхищение. Можно сказать, что Сократ достиг гармоничного сочетания в своем существе божественной и человеческой природы, его жизненный путь можно соотнести с Золотым или Срединным путем.

Опыт развития до-сократовской философии показал, к чему может привести интеллектуальное познание, оторванное от нравственной основы. В дебрях софистических рассуждений терялась забота о подлинном бытии.

Делом своей жизни Сократ считает "творчество и труд на поприще Муз". Задача человека - сознательно направлять свою волю к Абсолюту в жизни и творчестве. Истинное назначение поэта - мифотворчество, т. е. познание и изображение реальности духовного мира, которое возможно посредством духоразумения, но не рассудочного суждения. Наивысшим же аспектом проявления творческого гения человека является философия, - "высочайшее из искусств". Лишь тем, кто был философом и очистился до конца, стремился к познанию, дозволено перейти в род богов. Так Сократ описывает Путь, уготованный человеку от начала Времен: от человека к Богу, от смертного человеческого к бессмертному божественному. Этот Путь, спустя столетия, укажет Христос: "Я есмь Путь".

Бытует мнение, что Сократ отрицал всякую науку как способ познания. Сократ на темы "о природе всего" не рассуждал, как другие. Но он и во всем не был похож на других. Его видение не совпадало с общепринятыми понятиями о науке и познании. Из диалогов Платона известно отношение Сократа к сокровенным учениям: в своих суждениях он ссылается на сокровенные обряды и ритуалы, оценивает пифагорейское учение как "величественное" и "очень глубокое". Говорит также Сократ своим ученикам о непрерывной линии Древнего Знания, содержащегося в орфических мистериях и тождестве этого знания с истинной философией.

Что же касается границ познания и познаваемого, Сократ говорит так: "Что боги предоставили людям познать и делать, тому <...> должно учиться" [1]. То есть в познании человек ведом провиденциальными силами. Сократ всю жизнь следовал голосу демона: который отклонял его всякий раз от неразумных действий, но никогда не указывал, что делать.

Сократ поставил вопрос о применении полученного знания. "Кто изучает дела человеческие, надеется сделать то, чему научится, достоянием как себя, так и других: думают ли исследователи божеских дел, что они, познав, по каким законам происходят небесные явления, сделают, когда захотят, ветер, дождь, времена года и тому подобное - что им понадобится, или же они ни на что подобное не надеются, а им кажется достаточным только познать, как совершается каждое явление такого рода?" [2]. Как будто предвидел Сократ времена, когда отобранные у природы тайны несовершенное человеческое сознание будет использовать для уничтожения всего живого...

Относительно познающих Сократ рассматривал такой вопрос: считают ли они себя достаточно знающими то, что нужно человеку, и потому приступают к изучению таких предметов или же, оставляя в стороне все человеческое, а занимаясь тем, что касается божественного, они думают, что поступают как должно? Те же, кто в гордыне своей спешил рассуждать на эти темы, не могли найти согласия между собой и впадали в крайности. Та же непримиримость была и среди физиков: единство сущего противополагалось беспредельности и множественности, вечное движение - неподвижности; вечное рождение и гибель - вечному существованию. Такое познание Сократ уподобил движению толпы "ощупью", "в потемках".

Вид причины, который исследует Сократ - прекрасное, благое и великое само по себе. В знаменитой притче "о пещере" раскрывается сущность видимого и истинного познания, соотносимых с чувственной и духовной реальностями (миром теней и горней обителью). Для духовно слепого сознания непереносим свет истины. Так встречаются два мира, свет и тьма, величие и трагизм в истории: осужденный толпою философ, освобождающий сознания от тьмы, спокойно и ясно идет на смерть, а человечество, осужденное истиною, лишенное света, претерпевает самопорожденные муки.

За великой духовной силой, с которой великий философ прошел жизнь до конца, не теряя достоинства, стояло знание о какой-то иной жизни, более ценной и значительной, которую он считал предметом последних стремлений для человека. Последнее знание, которое оставляет Учитель своим ученикам - миф об удивительной планете Земля, сокрытой от тех, кто привык рассуждать о ее размерах и свойствах. Перед нами предстает мир гармонии и красоты, знание о котором присутствует в мифологиях всех времен и народов. Описания мира блаженства мы можем встретить у многих Святых и мистиков последующих времен. Встреча с этим миром является целью всех устремлений для идущего по Пути истины. Перед величием этого достижения меркнут все богатства и ценности земли.

Жизнь, учение и смерть Великого философа явились источником всего последующего многообразия философских течений. Но это многоликое русло философской мысли изначально было направляемо двумя противоположными берегами: Платоном и Аристотелем. Первый-ученик и духовный преемник Сократа, которого уже в древности называли божественным. Второй - ученик самого Платона, чей всеобъемлющий ум на века определил каноны научного мышления. Платон шел к истине по пути духовного синтеза, Аристотель искал ее на путях логики, науки и рассудка.

Различие миропонимании обусловлено различием сознаний, которыми измеряется окружающий мир. О степени синтеза философских систем Сократа, Платона и Аристотеля лучше мнений потомков говорят их судьбы.

Добровольное ограничение границ познаваемого мира видимой действительностью привели на рубеже античности и Средних веков к утрате космического миросозерцания. Философия из священного гнозиса превратилась в рациональный распорядок отвлеченной мысли. Мысль познающая от Пути "любви к Мудрости" взяла курс на Олимп цивилизации.

Обращение в веках философской мысли к учению Платона оборачивается все новыми источниками творческой мысли, наполняющими течения неоплатонизма и влекущими за собой волны возрождений на обширном "поприще Муз".

Учение и высокие заповеди Сократа остались вневременны. Для многих Сократ стал духовной опорой и провозвестником мира иного, неведомого.

И если по степени ассимиляции человечеством великих учений античности оценивать приближение к их великим творцам, то можно сказать, что Аристотелем мы живем, Платона еще только учимся понимать, а Сократ так и остался пока еще недостижимым Идеалом Философа.

Подводя итог вышеизложенному, о Пути познания истины, которым следовал Сократ, можно заключить следующее. Целью познающего является истинное знание, соотносимое с миром высшей реальности, миром причин вещей. Достижение высшего знания возможно через возвышение природы познающего и сопряжено с духовным трудом. Степень полноты знания соответствует степени сопричастности душевно-духовной сущности человека миру высшему. Свобода духа, победившего власть плоти, является основой знания Учителя о мире "горней обители". Поэтому истинное знание невозможно уместить в набор положений и формул, которые можно записать, передать другому или продавать в готовом виде. Достижение Мудрости неотделимо от Пути истинной философии - заботы о бессмертной душе не только на нынешнее время, но на все времена.

Миссия истинного философа заключается не только в достижении собственного совершенства, но и в пробуждении духовно спящих сознаний, исцелении малых сознаний от страхов и сомнений. Известно, насколько оздоровляющим было действие постоянного диалога между Сократом и его учениками, между ведущим и последователями. И Платон, и Аристотель, и весь сонм мудрецов, которые потом разошлись в разные стороны, больше почерпнули из нравов Сократа, чем из слов его. Расставаясь с Сократом, его ученики понимали, что остаются без духовного наставника, без "чародея", сведущего в заклинаниях и исцеляющего от мрака сомнений.


Титаренко Елена Станиславовна - студентка Русского Христианского Гуманитарного Института

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Суд над Сократом. Сб. исторических свидетельств. СПб., 2000. С. 104. назад
[2] Там же. С. 106. назад

© СМУ, 2007 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ